Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

Загрязнение катушки

Как и любой механизм рыболовные катушки нуждаются в плановом обслуживании, естественно если при условии активной эксплуатации и надлежащего хранения. Но даже самая невостребованная снасть, в арсенале рыбака, должна быть вовремя обслужена, при неправильном хранении, внутренние части механизма могут ржаветь и окисляться, следовательно, срок службы такой катушки существенно сократиться.

Если говорить о постоянно используемых снастях, в условиях рыбалки, вряд ли кто-то замечал, как катушка касается воды и песка на берегу. Попадание мусора в движущиеся элементы катушки, отчищаются на месте, всего лишь частично, протирая тряпочкой, песок все равно остается в трудно доступных местах и в дальнейшем наносит повреждения подшипникам, втулкам и шестерням. Это сильно сокращает сроки службы катушек и приводит к их поломке.

Когда смазывать катушки

Разборка катушки

Обычно необходимость обслуживания безынерционной катушки можно определить по нескольким критериям:

  • Начало рыболовного сезона.
  • Середина рыболовного сезона, плановый осмотр и диагностика движущихся частей, на отсутствие посторонних шумов, затрудненного хода.
  • Плановый осмотр на протяжении всего сезона, визуальная оценка состояния и цвета масла, его вытекание и загрязненность.
  • Внеплановая диагностика при обнаружении ненадлежащей работы механизма – шума, скрипов, затрудненности вращения движущихся частей, люфтов и видимого загрязнения песком.

Детали катушки

На практике, всегда лучше проводить осмотры снастей 2-3 раза за сезон, даже если никаких видимых признаков износа нет, потому что в случае поломки катушки, не всегда получается ее починить, а профилактические осмотры и обслуживания помогают предотвратить поломку.

Чем смазывать катушки

Для экономии денег и времени многие рыбаки используют то что есть под рукой – солидол, моторное масло для автомобиля любой марки. Такая смазка поможет временно, а в некоторых случаях может даже навредить.

Смазочные материалы желательно использовать те, которые предназначены для обслуживания именно данной области, а именно – втулок, подшипников и шестерней.

Густые специализированные смазки для обслуживания подшипников и шестерней – плотная, вязкая смазка, не стекает с движущихся элементов, обеспечивая лучшую защиту от износа.

Жидкие смазки – для обслуживания валов и роторов.

Как сделать техническое обслуживание рыболовной катушки?

Зима — время, когда закончился сезон «Жидкой» воды и, рыболовы убирают летние снасти до следующего сезона. Но мало кто знает, что за летними рыболовными снастями нужен достойный уход. Сегодня обсудим как правильно ухаживать за рыболовной катушкой. Определим порядок разборки и смазки.

Как сделать техническое обслуживание рыболовной катушки?

Рассмотрим основные моменты сборки/разборки, а также что, чем и как смазывать:

— Все соединения, с так называемыми зубчиками, необходимо смазывать густой смазкой.

— Подшипники же лучше смазывать жидкими смазками.

Важный момент: Если вы хотите, чтобы ваша катушка служила вам верой и правдой не один сезон, то смазывайте ее только качественной специальной катушечной смазкой. Использование, смазок, не предназначенных для смазки катушек, может привести к выходу из строя вашей катушки.

— Для промывки катушек и ее деталей можно использовать керосин или очищенный бензин.

Совет для начинающих рыболовов: я не рекомендую вам до винтика разбирать вашу катушку, можете смазать те подшипники и узлы, добраться до которых сможете без использования отвертки. А полную сборку-разборку и чистку доверьте профессионалам.

— Если вы собрались разбирать катушку самостоятельно, то приготовьте лист бумаги (желательно белый) и каждую деталь, снимая с катушки, положите на лист пронумеровав ее. Так у вас выстроится порядок обратной сборки.

— Собирая катушку, закручивайте болты аккуратно, чтобы не сорвать резьбу.

Рассмотрим по пунктам порядок разборки и смазки бюджетной катушки:

Шаг первый: Снимите шпулю, затем выньте внутреннюю шпильку. Обратите внимание на конструкцию шпильки, в очень бюджетных катушках та самая шпилька исполнена легким конусом. Вытащить ее можно при помощи молоточка, сделав легкий удар. В катушках, бюджет которых немного выше шпилька уже не конусная, а составная. С нее необходимо снять втулку (металлическую трубочку)

Шаг второй: Снимите гаечку, которая фиксирует ротор.

Шаг третий: Снимите сам ротор.

Шаг четвертый: Снимите роликовый подшипник (его еще называют стопором обратного хода) Шаг пятый: Снимите и разберите ролик, который укладывает леску на шпулю, затем достаньте оттуда подшипник.

Шаг шестой

: Открутите и снимите ручку катушки.

Шаг седьмой: Снимите крышечку корпуса вашей катушки.

Шаг восьмой: Снимите подшипник с оси ручки, а также все шайбы из под него. Обычно от сезона к сезону данный механизм начинает люфтить и, чтобы это устранить просто добавьте новую шайбу и люфты должны уйти.

Шаг девятый: Снимите ось, расположенную вдоль катушки. Сделать это можно открутив ее держатель.

Шаг десятый: Снимите главную (ведущую) шестеренку, а также механизм, который двигает шпулю.

Шаг одиннадцатый: Прежде чем вы достанете пружинку, которая находится в переключателе стопора и снимите сам переключатель, ЗАПОМНИТЕ КАК СТОЯЛА ПРУЖИНКА. ( Возможно возникнут трудности с установкой ее на место)

Шаг двенадцатый: Снимите шестеренку, которая подает (двигает) шпулю.

Шаг тринадцатый: Достаньте еще один (второй по счету) подшипник оси, на которой расположена ручка.

Шаг четырнадцатый: Открутите болтики в нижней части катушки, затем снимите деталь, которая фиксирует подшипник червячной передачи.

Шаг пятнадцатый: Достаньте подшипник, расположенный в шестеренке, которая подает (двигает) шпулю.

Шаг шестнадцатый: После того как все детали катушки сняты, разложены и пронумерованы, промойте каждую в очищенном бензине, а лучше в керосине.

Шаг семнадцатый: Смажьте каждый подшипник (обязательно жидкой смазкой).

Шаг восемнадцатый: Все соединения, с так называемыми зубчиками, смажьте густой смазкой.

Шаг девятнадцатый: После всех проведенных манипуляций, соберите вашу катушку строго в обратном порядке.

Если вы хотите сделать техническое обслуживание (ТО) катушки из высокой ценовой категории, то те пункты, которые мы описали выше в большей степени не подойдут, потому что принцип работы и механизм бюджетных и премиум катушек отличаются друг от друга. Стоимость технического обслуживания катушки в специализированных сервисах будет варьироваться от десяти до двадцати процентов от рыночной стоимости катушки.
Поделиться в социальных сетях:

Как смазать катушку для рыбалки

В процессе нет ничего сложного, имея необходимые инструменты, произвести смазку может даже новичок в этом деле.

Для разборки и сборки катушки нам понадобиться:

  • Бумажные салфетки или небольшой кусок ткани.
  • Средние отвертки крестового и плоского вида.
  • Гаечные ключи на 10, 12, 13, 14 в зависимости от вида катушки.
  • Пинцет с острыми краями, для снятия стопоров и монтажа пружин.
  • Ватные палочки.
  • Зубочистки.
  • Старая зубная щетка.
  • Смазочные материалы.
  • ВД-40 или очиститель тормозов, также может подойти бензин в небольшой емкости, но тогда необходимо будит производить очистку на улице, ввиду сильного запаха бензина.

Процесс смазки

  • Для начала нужно демонтировать шпулю и ручку катушки, они легко снимаются, потому что имеют предусмотренные изготовителем, крепежные механизмы.

    Разборка безынерционной катушки

  • Далее, демонтировать втулку вала, на которой расположены регулировочные шайбы и подшипник. Тут можно воспользоваться тонкими зубочистками и пинцетом.

    Разборка безынерционной катушки 2 этап

  • Крышка обгонной муфты фиксируется с помощью болтов, которые нужно будет отвернуть подходящей отверткой, иногда болты оформлены под шестигранники или звездочки, это нужно учитывать при подготовке необходимых инструментов.

    Разборка безынерционной катушки 3 этап

  • Из игольчатого подшипника нужно вытащить муфту и хорошо протереть от остатков, грязного масла и мусора. Для более эффективного удаления можно использовать ДВ-40.
  • Далее нужно открутить пыльники, удалив которые появиться возможность снятия крышки.
  • Получив доступ к шестерням, нужно сделать отметки на зубцах так чтобы при сборке метки четко совпали, и механизм работал в точности как было ранее.
  • Разборка безынерционной катушки 4 этап

  • Дальше демонтируем стоп-коробку.
  • Далее можно демонтировать каретку, она зафиксирована стопором, после его извлечения, каретка легко демонтируется.

    Разборка безынерционной катушки 5 этап

Очищенные детали катушки

В итоге катушка разобрана, на все основные движущиеся элементы. Правильным будет разложить все части на чистом столе или картонке в очередности демонтажа, а еще лучше все сфотографировать каждый этап разбора для четкого понимания что все будет собрано правильно.

Цель техобслуживания безынерционных катушек

При техобслуживании безынерционные катушки требуется смазать трущиеся узлы, в которых смазка сработалась или «ушла» в процессе эксплуатации. Это зубья шестерней, механизм лесоукладки, обгонная муфта и другие узлы на усмотрение рыболова. Если катушка купалась, перед смазкой необходимо удалить всю «образовавшуюся» эмульсию (смесь смазки и воды) с рабочих узлов и внутренних полостей ее корпуса. Пошаговая инструкция Рассмотрим процесс техобслуживания на примере безынерционной катушки Daiwa Certate 3000.

Разбор всех моделей катушек Daiwa (и не только) начинается со снятия подшпульного узла. Далее снимается ротор. Под ним часто располагаются винты, которые держат крышку механизма. Без снятия ротора они не видны. Итак, начали: первыми снимаем шпулю и ручку (она откручивается в направлении, обратном направлению вращения ручки при намотке лески на катушку).

Снятие ротора При помощи иглы снимаем 5‑угольную пружину, которая держит кольцо на подшпульном узле (фото 6). У некоторых моделей Daiwa вместо этой пружины установлено резиновое колечко. Его можно снять при помощи зубочистки (фото 6a). Далее снимаем кольцо с подшпульного узла (фото 7). У некоторых безынерционных катушек вместо кольца установлен шарикоподшипник.

Далее, при помощи иглы выталкиваем стержень, который держит подшпульный узел (фото 8) и снимаем сам подшпульный узел (фото 9). Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем стопорный винт (фото 10) и затем при помощи накидного ключа на 12 отвинчиваем гайку, которая держит ротор (фото 11). Снимаем саму гайку (фото 12). Обратите внимание на пластиковую втулку, которая находится внутри гайки (фото 13).

Она может прилипнуть к гайке. Не потеряйте ее. Далее снимаем ротор (фото 14). Вскрытие корпуса «Вытряхиваем» центральную втулку обгонной муфты (фото 15). Шлицевой отверткой отвинчиваем винт, который держит кожух корпуса катушки (фото 16). У безынерционных катушек Daiwa Exist кожух держится еще на одном винте. Для снятия кожуха с Daiwa Exist нужно отвинтить этот винт (фото 16 а) отверткой типа PH 0. Снимаем кожух (фото 17).

Шлицевой отверткой 0,5×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат крышку корпуса (фото 18) и снимаем крышку (фото 19). Шлицевой отверткой 0,25×4 отвинчиваем 3 винта, которые держат декоративную накладку (Engine Plate) на корпусе катушки (фото 20), и снимаем ее (фото 21). При помощи зубочистки выталкиваем подшипник, который стоит на валу ведущей шестерни в корпусе катушки (фото 22) и снимаем его (фото 23). Теперь можно вынуть ведущую шестерню (фото 24).

Очистка шестерней и других частей катушки

Чистка от старого масла и затвердевших частиц грязи, осуществляется с помощью ткани, ватных палочек и бумажных салфеток, также в чистке зубцов шестерен поможет старая зубная щетка.

В качестве очистителя хорошо подходит ВД-40 или специальный очиститель, но можно прибегнуть и к более агрессивным методам, бензиновой ванны, но при этом нужно учесть едкий запах бензина, делать это нужно на открытом воздухе.

Также нужно учесть, что бензин, это очень агрессивное вещество, способное растворять некоторые виды пластика и резиновые детали, так что будьте аккуратны. Не рекомендуется подвергать резиновые и пластиковые такие части воздействию бензина при очистке, они могут потерять свою форму и целостность.

Корпус катушки хорошо отчистить помогут ватные палочки, или ветошь, накрученная на пинцет или отвертку.

Все загрязненные детали легко отчищаются и выкладываются в обратном порядке их сборки.

Уход и обслуживание катушек

  • — Смазки для подшипников Reel Butter Oil
    и
    Reel Butter Oil Saltwater
    , производство США. Обе смазки представляют собой синтетическое жидкое масло, обладающее сверх низкой вязкостью. В маслах присутствует присадка для предотвращения застыванию. Масло Reel Butter Oil Saltwater обеспечивает дополнительную антикоррозийную защиту от вредного воздействия соленой воды.
    • — Смазка Shimano WSFROIL 50
      . Жидкое подшипниковое масло в аэрозольной упаковке с тонким носиком. Мгновенное проникновение и удобство в работе.

    Густые смазки.

  • Густое синтетическое масло Reel Butter Greace.
    Содержит ингибитор антиржавчины, нейтрально к пластиковым и металлическим деталям. Для шестеренок и передаточного механизма.
  • Густая универсальная смазка спрей для катушек Daiwa Reel Guard Oil.
    Быстрое проникновение и обволакивание. Подходит для смазки подшипников и небольших трущихся поверхностей. Обладает отличными антикоррозионными свойствами.
  • Густая смазка Daiwa Molybdenum Grease.
    Обеспечивает высокое скольжение и уверенное антикоррозионную защиту. Для металлических узлов, исключая подшипники.

Отдельной группой выделим наборы, сразу включающие в себя густую и жидкую смазки, а также чистящие средства. Очень удобный вариант, при котором не надо ломать голову, совместимы или нет различные масла.

Набор смазок для катушек Reel Butter Lubrication Pack.

Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, универсальное жидкое масло, специализированное жидкое масло для подшипников.

Набор смазок для катушек Reel Case 123 Pack.

Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкая смазка для подшипников, пропитка для плетеных шнуров, средство для чистки от загрязнений.

Набор для ухода за катушками Reel Cleaning Kit.

Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкое масло для подшипников, средство для удаления грязи, щеточка, отвертка, тканевая салфетка, четыре ерша.

В случае, если при работе катушки появился посторонний звук или пропала былая плавность, необходимо «капитальное» обслуживание, подразумевающее разборку, чистку и смазку внутренних элементов. Очень большую помощь в разборке конкретно вашей модели окажет взрыв-схема, входящая в комплект поставки и видео ролики, в изобилии представленные в Интернете.

В начале рассмотрим «облегченный» вариант разборки и чистки катушки. Снимаем шпулю и удаляем всю грязь и пыль со всех поверхностей, обращая внимание на передний бортик и полости с внутренней стороны. На ось нанесем две-три капли жидкой смазки и прогоним катушку несколько раз, добившись затекания смазки внутрь. Далее разбираем ролик лесоукладывателя, тщательно все протираем и также немного смазываем подшипник ролика лесоукладывателя жидкой смазкой. Откручиваем ручку катушки, удаляем загрязнения с помощью ватной палочки и аккуратно смазываем подшипник или саму ось ручки. Даже после такого быстрого технического обслуживания ваша катушка станет заметно плавней и тише.

Теперь перейдем к «капитальному» варианту. Разборку следует производить на большой чистой поверхности, а еще лучше в пластиковом поддоне с низкими бортиками. Так вы гарантированно не потеряете ни одной мелкой детали, неожиданно «выпрыгнувшей» из катушки. Необходимо помнить, что все детали тщательно протираются керосином, бензином или спиртом до полного удаления старой отработавшей смазки. Любое потемнение старой смазки укажет на наличии в ней абразивных частиц и процесс износа. В качестве смазки рекомендуется применять не первое попавшее под руку масло, а специализированное средство, разработанное конкретно для обслуживания рыболовных катушек. Повторимся — на бесконечный винт и зубчатые передачи наносятся полужидкие или густые смазки, подшипники обрабатываются жидкими маслами. Внимание — при нанесении смазки не переусердствуйте, лишнее количество не означает лучшей работы механизма. Вполне достаточно тонкого слоя или пары капель.

Итак, после снятия шпули проворачиваем ручку таким образом, чтобы ось максимально поднялась. Отворачиваем гайку, удерживающую ротор и отмечаем маркером положение ротора относительно втулки. Сдвигаем ротор вперед и убираем ватной палочкой всю грязь с внутренних поверхностей. Аккуратно наносим жидкую смазку на оси роликов обгонной муфты. После этого собираем роторный узел в обратном порядке. Далее снимаем ручку и крышку корпуса. Перед демонтажом ведущей шестерни не забудьте отметить взаимное расположение шестеренок с помощью маркера. В противном случае, прецизионная точность изготовления зубьев и подгонка одного зуба к другому может нарушиться, что приведет к затрудненному вращению. В современных катушках от известных брендов, в первую очередь, Shimano и Daiwa подгонка может и не потребоваться, но всё же следует обратить на это внимание. Сняв ведущую шестерню, густой смазкой слегка обрабатываем зубчики и бесконечный винт. На все внутренние узлы с трением также следует нанести тонкий слой густой смазки. Устанавливаем обратно ведущую шестерню, крышку корпуса и рукоятку. Наносим две-три капли жидкой смазки на ось шпули и ролик лесоукладывателя, добиваясь проникновения смазки внутрь механизма. Устанавливаем шпулю. Густой смазкой обрабатываем возвратный узел дужки.

В заключении несколько простых советов, которые помогут значительно сберечь ваши нервы и финансы.

Сразу после приобретения в магазине новой катушки, осмотрите её и удалите всю лишнюю консервационную смазку. В противном случае, к ней быстро прилипнет большое количество пыли, и начнется процесс износа внешних трущихся частей.

Перед каждой рыбалкой не поленитесь и проверьте качество хода катушки, её плавность и тишину. Убедитесь в надежности и постепенном наращивании фрикционного тормоза. Посмотрите, насколько мягко и уверенно работает дужка лесоукладывателя. Осмотрите край бортика шпули, он должен быть безукоризненно гладким и чистым. Любой посторонний звук или затруднённость хода укажет на наличие абразивных частиц внутри механизма. Такую катушку лучше сразу отложить до полной разборки и полноценного ТО. Самый лучший вариант, когда на рыбалку берется запасная катушка, «на всякий случай». Если вдруг основная катушка оказалась под водой, лучше сразу прекратить её эксплуатацию, а дома разобрать, просушить и пересмазать.

В конце сезона необходимо тщательно осмотреть и, если требуется, разобрать, прочистить и пересмазать катушку. Не забудьте ослабить фрикционный тормоз, зачем попусту держать под нагрузкой несколько месяцев этот важнейший узел. Катушку, долгое время пролежавшую без работы, следует прогнать короткое время вхолостую для возможного разгона смазки.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Процесс сборки и смазки

Детали отдельно смазывать не имеет смысла, потому что при сборке, скользкие детали очень сложно поставить на место, велика вероятность выскальзывания и падения деталей на пол, что приводит к повторной очистке.

Смазка деталей катушки

  • Сперва необходимо частично собрать катушку в обратном порядке, имея фотографии и порядок разбора, сложностей в сборе не возникает.
  • Сборка происходит до момента закрытия крышки катушки, все детали должны быть установлены на свои места, метки на зубцах шестерен обязательно должны совпадать.
  • На зубцы шестерней наносится смазочный материал и механизм проворачивается вручную, для более равномерного распределения, и проникания смазки в труднодоступные места.
  • Смазки не должно быть много, лишнюю рекомендуется удалить с помощью кусочка чистой ткани, затем можно закрывать корпус катушки крышкой.
  • Также необходимо обратить внимание на роликовый подшипник, не допускаются люфты. Если при осмотре выявлен люфт или затруднительность движения, подшипник необходимо заменить.
  • В зависимости от производителя катушки, подшипники устанавливаются обслуживаемые или не обслуживаемые, если корпус ролика закрыт с двух сторон пластинами, такой подшипник не нуждается в смазке. Подшипник открытого типа, перед установкой нужно смазать.
  • Производиться окончательная сборка катушки, осмотр и плавность вращения, в результате, плановое обслуживание можно считать завершенным.

Следите за своими снастями, и они никогда откажут, даже в самых суровых условиях.

Инструменты для обслуживания безынерционной катушки

В безынерционных катушках используются винты и гайки из относительно мягких материалов: хромированная бронза, алюминий, мягкая нержавеющая сталь. В связи с этим, если использовать не точно подходящий по размеру и профилю инструмент, легко испортить винт (гайку), при этом и не отвинтив ее даже частично. В данный момент можно купить практически любой инструмент, и стоит он относительно недорого.

Подберите отвертки под винты, которые используются в вашей безынерционной катушке. Обратите внимание на то, что отвертка под шлицевые винты должна соответствовать им не только по толщине, но и по ширине (т. е. размер отвертки обязательно должен соответствовать размеру винта). Что касается гаечных ключей, можно рекомендовать использовать накидные ключи (фото 1). Это связано с особенностями конструкции узла крепления ротора. Для безынерционных катушек Daiwa самые ходовые размеры ключей — это 10, 12 и 14.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: