Снегоход с закрытой кабиной ТТМ-1901 «Беркут 2»


Рыбаки, охотники и любители зимних видов спорта используют снегоходы для проезда к лучшим местам отдыха. Даже недорогие модели такой техники стоят около сотни тысяч рублей, чаще — больше. Желающие сэкономить могут собрать самодельный снегоход на гусеницах в условиях обычной гаражной мастерской. Стоимость деталей для постройки не превышает 40 тысяч рублей.

Устройство снегохода

Самодельные снегоходы устраиваются на гусеничном ходу. Гусеницы приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания, установленным на жёсткой металлической раме. Поддерживаются в рабочем положении колёсами и специальными роликами. Основные варианты исполнения:

  • С цельной либо переломной рамой.
  • С жёсткой либо амортизированной подвеской.
  • С двигателем от мотоблока либо от мотоколяски.

Для рулевого управления используются короткие лыжи. Лёгкие снегоходы (массой до 100 кг), рассчитанные на движение с максимальной скоростью до 15 км/ч, не требуют обязательного оснащения тормозной системой. Они легко останавливаются при падении оборотов двигателя. Сделать самодельный снегоход на гусеницах можно по алгоритму:

Самодельные снегоходы

  1. Подбор двигателя, расчёт рамы и ходовой части.
  2. Сборка рамы точечной сваркой.
  3. Устройство рулевого управления.
  4. Установка двигателя в проектное положение на временное крепление.
  5. Проверка конструкции на устойчивость к опрокидыванию.
  6. При успешной проверке — капитальная сварка рамы, установка двигателя.
  7. Установка приводной системы, мостов.
  8. Сборка и установка гусениц.
  9. Монтаж деталей кузова.

После этого проводят финальные испытания. Если снегоход едет нормально и не опрокидывается, то его загоняют в гараж и разбирают. Раму очищают от ржавчины, окрашивают в 2 слоя, производят финишную отделку остальных элементов, после чего собирают своими руками самодельный снегоход на гусеницах.

Самодельный снегоход из мотоблока

Данное преобразование сегодня особо популярно. Мотоблок может быть использован, как частично, так и полностью. В первом случае, к агрегату (двигателю с рулевой вилкой и колесами) доваривается несущая рама с задней осью. Самым сложным этапом при этом становится преобразование рабочего вала мотоблока в приводную шестерню.

Самодельный снегоход из мотоблока с частичным использованием деталей более универсален. В таком случае из “донора” изымается только двигатель и рулевая вилка, к нижней части которой вместо колес крепятся лыжи. Сам мотор же может быть расположен и в задней части конструкции.

Следует заметить, что двигатели основной части мотоблоков рассчитаны на вес и давление колес, которое в разы меньше гусеничного. Поэтому во избежание повышенного износа деталей и расхода топлива такой снегоход лучше оснастить колесами низкого давления.

[sc:ads5]

Подбор двигателя

Применяются бензиновые двигатели для мотоблоков или мотоколясок. Обороты двигателя управляются ручкой газа, вынесенной на рукоятку руля. Чтобы сделать самодельный снегоход на гусеничном ходу своими руками, проще всего использовать готовые двигатели малого объёма для мотоблоков с предустановленными:

  • Топливным баком.
  • Системой зажигания.
  • Понижающим редуктором с числом 1:2.
  • Центробежным сцеплением, автоматически срабатывающим при повышении оборотов.

Мощность этих моторов не превышает 10 лошадиных сил, зато они удобны в установке: мастеру не нужно отдельно собирать систему зажигания, подводить топливные патрубки, настраивать сцепление и т. д. На рынке представлены разные варианты:

МаркаМодельМощность, л. с.Объём, см3Масса, кгПримерная цена, тыс. руб.
KiporKG160S4,116315,520−25
SadkoGE- 200 R6,519615,715−20
Lifan168 FD-R5,519618,015−20
ZongshenZS168FB46,519616,010−15
NomadNT200R6,519620,110−15
BraitBR-177F-2R9,027030,010−15
HondaGX — 2709,027025,045−50

Если нет возможности приобрести готовый двигатель от мотоблока, то можно воспользоваться двигателем от мотоколяски. Такие движки мощней на 10−15 лошадиных сил, но требуют самостоятельной сборки. Система включает:

Двигатель от мотоколяски.

  • Двигатель.
  • Сцепление.
  • Редуктор.
  • Бензобак (объёмом 5−10 литров).
  • Глушитель.
  • Генератор.
  • Коммутатор и катушку электронного зажигания.

Часть элементов подойдёт от старых мотоциклов («Минск», «Восток», «Ява», «Урал»). Бензобак располагают как можно ближе к карбюратору, чтобы сократить длину патрубков.

Рама и кузов

Перед работой рекомендуется составить чертёж рамы. Конструкцию сваривают из трубы квадратного сечения 25 x 25 мм с толщиной стенки 2 мм. При полезной нагрузке свыше 150 кг размер сечения увеличивают до 30 х 25 мм. Погрузочную площадь и элементы кузова обшивают фанерой. Сидения подбираются с гидрофобным покрытием.

В центре переломной рамы располагают шарнир, допускающий вращение вокруг вертикальной оси. Максимальный угол поворота ограничивают, вваривая металлические пластины. Передняя половина используется для рулевого управления, а двигатель ставят на задней полураме.

Чертёж рамы снегохода

Цельную раму сваривают в виде прямоугольника, внутри которого располагают мосты и гусеницы. Двигатель размещают спереди на специальной площадке, жёстко приваренной к остальной раме. В обоих случаях мотор ставится в поперечном направлении (вал выходит на торец).

Подготовка к сборке

Самодельные снегоходы создают на гусеницах, которые приводятся в движение двигателем от Лифана, монтированным на жесткой железной раме. Они поддерживаются в рабочем состоянии колёсами и роликами. Основные типы исполнения:

  • с цельной рамой или переломной;
  • с жесткой подвеской или амортизированной;
  • с двигателем Лифан или мотором от мотоциклетной коляски.

Для эффективного рулевого управления применяются небольшие лыжи. Облегченные виды массой до ста килограммов и предназначены для движения со скоростью до 15 км/ч, обычно не требуют оснащения тормозной системой, так как они просто останавливаются при снижении оборотов. Произвести самодельный аппарат на ГУС легко, если пользоваться алгоритмом:

  • подбор силового агрегата, расчёт рамы и ходового элемента;
  • сбор рамы точечного типа сварки;
  • устройство руля;
  • подготовка двигателя Лифан в проектное состояние на крепление;
  • проверка конструкции на стойкость к перевороту;
  • капитальный тип сварки рамы, установка двигателя Лифан;
  • монтаж приводного оборудования системы и мостов;
  • сбор и установка ГУС;
  • установка элементов кузова.

Проведите дополнительные испытания. При нормальной езде и отсутствии опрокидывания, во время движения, загоните в гараж и разберите. Раму очистите от ржавчины, окрасьте. По окончании ремонта, рекомендуется провести отделку других элементов.

Система привода

На выходной вал двигателя устанавливается ведущая звёздочка небольшого диаметра. С него крутящий момент через цепь передаётся на ведомый вал, располагаемый под сидением двигателя. На ведомом валу находятся:

  • Ведомая звёздочка большого диаметра.
  • Зубчатые колёса, приводящие в движение гусеницы.
  • Направляющие для гусениц.

Ведомый вал на снегоход

Ведомый вал крепится на раме с помощью подшипников. Зубчатые колёса толкают траки, приводя гусеницы в движение. Цепь и звёздочки снимаются с одного устройства. На роль донора подходят старые мотоциклы, снегоходы («Буран»). Зубчатые колёса для траков снимаются только с другой гусеничной техники.

Направляющие ролики вращаются вместе с валом, крепятся рядом с зубчатыми колёсами и служат для натяжения ленты. Выполняются из дерева или пластмассы, на торцах имеют слой мягкой резины. Резина предотвращает повреждения гусеницы. Такие ролики легко изготовить самостоятельно, закрепив окантовку мебельным степлером.

Расчёт и сборка гусеницы

Гусеница представляет собой ленту, на внешней поверхности которой закреплены траки. Траки — это жёсткие грунтозацепы, установленные по всей длине гусениц. Варианты исполнения гусениц:

  • Из транспортной ленты толщиной 3 мм.
  • Из автомобильной покрышки.
  • Из клиновых ремней.
  • Готовые гусеницы заводского изготовления.

Сборка гусеницы на снегоход

Конвейерную ленту необходимо закольцовывать. Её прочности достаточно только для лёгких снегоходов с двигателями не мощней 10 л. с. Автомобильные покрышки прочней ленты, они подойдут для мощных моторов. Цельные покрышки не нужно закольцовывать, поэтому вероятность разрыва минимальна. Покрышку нужной длины подобрать сложней, чем ленту.

Готовые гусеницы снимаются с другой аналогичной техники (снегоходы «Буран», «Шерхан»). На них с завода устанавливаются грунтозацепы. Изделия не годятся для использования с маломощными моторами от мотоблоков. Самодельные снегоходы из «бурановских» гусениц должны иметь зубчатые колёса от одного и того же «донора».

Размер гусеницы подбирается по требуемым ездовым характеристикам: чем больше ширина, тем ниже управляемость, но выше проходимость. Минимальная площадь пятна контакта от снегохода (лыж и гусениц) должна быть такой, чтобы давление от снаряжённого транспорта не превышало 0,4 кг/см2 поверхности. В лёгких снегоходах используют конвейерную ленту шириной 300 мм, разрезанную вдоль на 2 полоски по 150 мм.

Подготовка ленты

Траки крепятся на самодельные гусеницы болтами М6 с широкой шляпкой. Болты фиксируют гайкой, используют шайбу и гровер. Перед креплением в ленте и траках просверливают лидирующие отверстия диаметром 6 мм. При сверлении используют кондуктор и свёрла по дереву со специальной заточкой.

Лента на снегоход

Конвейерную ленту также закольцовывают болтами М6. Для этого края ленты накладываются друг на друга с перехлёстом 3−5 см, соединение содержит 1−2 ряда болтов. Для гусеницы шириной 150 мм выдерживают следующие расстояния:

  • От края ленты 15−20 мм.
  • Между болтами на траках 100−120 мм.
  • Между болтами при кольцевании 25−30 мм.

Всего на один трак уходит по 2 болта, на один соединения ленты — 5−10 болтов в зависимости от числа рядов. При использовании автомобильных покрышек оставляют только беговую дорожку, а боковины удаляют обувным ножом.

Самодельные грунтозацепы

Самодельные грунтозацепы

Траки выполняются из полиэтиленовой трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 5 мм, распиленной пополам в продольном направлении. Целый участок грунтозацепа прилегает к ленте. В лёгких снегоходах один трак соединяет гусеничную пару. При ширине гусениц 150 мм длина трака составляет 450−500 мм.

Грунтозацепы нарезают с помощью дисковой пилы по дереву. Используют специальный станок с двумя направляющими (металлической и деревянной), жёстко зафиксированными на неподвижной столешнице. Стенки труб распиливаются по очереди.

Расстояние между траками зависит от параметров зубчатых колёс на приводном валу. Обычно составляет 5−7 см. Заданное расстояние выдерживается с погрешностью не более 3 мм. В противном случае работа привода нарушается: грунтозацепы «набегают» на зубья ведущих колёс, гусеница начинает проскакивать и слетать с катков.

Снегоход с закрытой кабиной ТТМ-1901 «Беркут 2»

Т — это российский снегоход (также встречается название «снегомобиль»), который выпускается заводом транспортно-технологических машин «Транспорт» из Нижнего Новгорода. Это единственная в нашей стране машина кабинного типа среди всех лыжно-гусеничных снегоходов. Производство ведется с 2007 года, при этом сегодня осуществляется выпуск обновленного варианта, получившего обозначение «Беркут-2». Заказчиками данного снегохода являются представители МЧС, армии и пограничной службы. При этом машина интересна и для гражданского рынка, она может приглянуться любителям зимней рыбалки, охоты и туризма.

Начало истории создания современного российского снегохода «Беркут» своими корнями уходит в 1962 год, когда при Горьковском политехническом институте под руководством С. В. Рукавишникова была создана научно-исследовательская лаборатория вездеходных машин (НИЛВМ). На протяжении 20 лет небольшая группа энтузиастов занималась проектированием новой техники, создав за это время порядка двух десятков гусеничных снегоболотоходов и снегоходов для нужд советского сельского и лесного хозяйства, геологов, нефтяников и военных. Среди прочего здесь в 1975 году был создан лыжно-гусеничный снегоход ГПИ-1910, обладавший закрытой кабиной и созданный на основе агрегатов легкового автомобиля ЗАЗ-968 «Запорожец». Данный снегоход был создан для нужд поисково-спасательных служб в рамках реализации совместного советско-американского космического проекта «Союз-Аполлон». Данный снегоход, который сумел успешно пройти испытания и был рекомендован для принятия на снабжение ВВС, можно теперь назвать дальним родственником сегодняшнего «Беркута».

В 1991 году из состава НИЛМВ было выделено специальное конструкторское и технологическое бюро транспортных и технологических машин, сокращенно СКТБ ТТМ, его возглавил доцент Н. Б. Веселов. В последствие бюро было преобразовано в ЗАО «Транспорт», реорганизованное в 2015 году в ООО НПО «Транспорт». Новое предприятие продолжало заниматься разработкой разнообразных легких лыжно-гусеничных вездеходов. В 2005 году здесь начали выпускать новую модель — Т, которая была создана на базе компонентов легкового автомобиля ВАЗ-1111 «Ока». Военный вариант данного вездехода прошел армейские испытания в 2006 году.

Созданный в Нижнем Новгороде лыжно-гусеничный вездеход Т был предназначен для контроля за состоянием трубопроводов, линий связи и ЛЭП, а также других коммуникаций, патрулирования пересеченной местности, охраны разнообразных объектов, рыбалки, охоты и других видов активного зимнего отдыха. В данной модели была использована двухместная подогреваемая кабина от легкового автомобиля «Ока» с багажником, расположенным впереди и грузовой платформой в задней части вездехода. На снегоходе был установлен карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 мощностью 80 л.с., работающий в паре с механической 5-ступенчатой коробкой переключения передач.

Ходовая часть вездехода включает в себя две лыжи, а также две гусеничные тележки от снегохода «Тайга» с армированными резиной гусеницами, ширина гусениц — 500 мм. Для перевозки на большие расстояния снегоход можно помещать в кузов автомобиля «Газель», при этом он может заезжать туда сам при наличии специального наклонного трапа. Длительное время производство «Беркута» шло недостаточно активно. До 2011 года было собрано всего порядка 20 экземпляров данного снегохода. К недостаткам первой машины относили высокую шумность работы, недостаточную комфортабельность и невысокую маневренность.

Именно поэтому на предприятии «Транспорт» не прекращались работы над модернизацией лыжно-гусеничного снегохода с закрытой отапливаемой кабиной ТТМ-1901, получившего обозначение «Беркут-2», который в настоящее время проходит испытания и готовится к серийному производству. Обновленная модель была представлена в 2012 году. По сравнению с «Беркутом», выпускавшимся с 2005 года, она имеет следующие изменения:

1. Кабина и капот двигателя производятся из композитных материалов на металлическом каркасе, что позволило снизить массу модели.

2. Кабина и моторно-трансмиссионный блок снегохода были выполнены раздельными, они соединяются между собой сайлентблоками с ограничителями ходов. Данное конструкционное решение позволяет:

— увеличить взаимные хода подвески заднего гусеничного движителя и передних лыж. Благодаря этому значительно повышаются возможности адаптации подвески снегохода к полотну пути, тем самым снимая существенную часть пиковых нагрузок на снежный покров;

— нагрузка на управляемые лыжи остается почти постоянной, она не зависит от характера неровностей дороги. Это позволяет повысить стабильность управления лыжно-гусеничным вездеходом; — доработанная рулевая трапеция и гидроусилитель руля повышают точность управления снегоходом и уменьшают усилие на рулевом колесе, облегчая управление.

3. Соединение кабины снегохода и моторно-трансмиссионного блока через сайлентблоки значительно уменьшает уровень шума в кабине.

4. Отделенная от моторно-трансмиссионного блока кабина и доработанная система охлаждения исключают возникновение загазованности внутреннего объема кабины.

5. Забор воздуха, необходимого для охлаждения двигателя, с крыши кабины и выброс горячего воздуха через задний борт исключают забивание воздухопритоков и воздухоотводов снегом.

6. Более комфортабельный и эргономичный салон.

Актуальность такой техники, как «Беркут-2», в последние годы возросла. В настоящее время Россия переходит к активному хозяйственному освоению обширных северных территорий. Сегодня на защиту российских интересов в Арктике правительством направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера. Такие действия представляются оправданными в свете возрастающего в мире напряжения и повышенного внимания к данному региону, в том числе и со стороны стран-членов НАТО. В этой связи российские военные рассматривают варианты оснащения арктических подразделений ВС РФ разнообразными специализированными транспортными средствами. Одним из них вполне может стать обновленный лыжно-гусеничный снегоход Т.

«Сегодня это единственное транспортное средство, которое в состоянии двигаться по целине с любой толщиной снежного покрова со скоростью 35-40 километров в час», — отметил изобретатель снегохода, директор завода Николай Веселов. При этом российские снегоходы ТТМ обладают целым рядом отличительных особенностей, которые выделяют их на фоне других серийно производимых моделей: наличие отапливаемой кабины, которая обеспечивает экипажу комфортные условия (на уровне легкового автомобиля) при низких температурах окружающего воздуха и неблагоприятных погодных условиях; высокая маневренность и управляемость; высокая устойчивость при движении снегохода по пересеченной местности и проходимость по снежной целине без ограничения глубины снежного покрова.

Снегоход «Беркут-2» получил закрытую двухместную кабину, обладающую эффективной отопительной системой. Даже при температуре окружающего воздуха за бортом -50°C внутри салона сохраняются вполне комфортные +18°C. Любопытной особенностью является то, что двери кабины вездехода открываются на 180° и могут фиксироваться вдоль бортов. Также у модели прибавилась возможность перевозить двух бойцов на внешнем ограждении в закабинном пространстве. Здесь же может быть расположено место для стрелка-пулеметчика, который может вести огонь прямо на ходу.

В настоящее время снегоход «Беркут-2» оснащают обыкновенным бензиновым двигателем с «Жигулей». Двигатель легко заводится даже при температурах до -50°C. Но масло и бензин в условиях Арктики используют специальные. Расход топлива составляет порядка 18 литров на 100 км, что вполне устраивает армейское руководство. Еще одним важным плюсом современного снегохода является то, что управлять этой техникой в состоянии любой среднестатистический автолюбитель. В его кабине расположены привычный руль, три педали (газ, сцепление и тормоз) и механическая коробка переключения передач — все то, что есть в любом легковом автомобиле. Поэтому на обучение новичка не требуется более 15 минут времени.

Проведенная модернизация, которая привела к появлению «Беркута-2», позволила предприятию «Транспорт» вернуть интерес заказчиков и возобновить серийное производство довольно интересной машины. В частности, в 2015 году, снегоход был официально принят на вооружение Пограничной службы ФСБ России. Существенный интерес к нижегородской разработке проявляют и в МЧС России. Именно это министерство может стать в перспективе главным заказчиком лыжно-гусеничных вездеходов «Беркут-2». Также сообщается, что в 2016 году Минобороны России разместило заказ на 40 снегоходов «Беркут-2», которые предназначены для действий в условиях Арктики.

Военная модификация данного вездехода ТТМ-1901-40 отличается от гражданского варианта установкой более мощного двигателя, прибором ночного видения на месте водителя, фарой-прожектором, установленной на крыше, и наличием за кабиной турели для установки единого 7,62-мм пулемета ПКП «Печенег». Основное предназначение военной версии — транспортировка личного состава и различных грузов, буксировка прицепов (саней) массой до 300 кг по заснеженной пересеченной местности и снежной целине.

Обновленная версия «Беркута», получившая новую эргономичную кабину из композитных материалов, может похвастаться приборной панелью от автомобиля LADA Priora и гидроусилителем руля от Chevrolet Niva. «Беркут-2» стал удобнее, комфортнее, легче и маневренней. В дальнейших планах нижегородского предприятия «Транспорт» установка на снегоход автоматической коробки передач и дизельного двигателя. При этом производитель постарается удержать стоимость своей машины в пределах 600-700 тысяч рублей.

Тактико-технические характеристики Т: Габаритные размеры: длина — 3870 мм, ширина — 1730 мм, высота — 1970 мм. Ширина гусениц — 500 мм. Снаряженная масса — 1200 кг. Полная масса — 1500 кг. Масса буксируемого прицепа (саней) — 300 кг. Количество мест — 2 (4) человека. Силовая установка — бензиновый двигатель мощностью 86,9 л.с. Максимальная скорость — 65 км/ч. Запас хода — до 500 км. Преодолеваемые препятствия: — подъем (спуск): 30° (без саней), 20° (с санями); — косогор: 20°.

Источники информации: https://www.all4shooters.com/ru/strelba/osnovnye-novosti/ZAO-Transport-snegokhod-TTM-1901-Berkut-2/ https://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=13705.0 https://zonwar.ru/news3/news_465_Berkut-2.html https://transport-ttm.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: