Подбор длины тросов управления для моторных лодок

Рулевая консоль для лодки ПВХ

Большинство владельцев лодки ПВХ задумываются над тем, как сделать, чтобы управление лодкой было удобным и комфортным.

Управлять надувной лодкой можно дистанционно, то есть с помощью рулевой консоли или румпелем. При оборудовании лодки штурвалом, следует обращать внимание на такие факторы:

  • Приобретаемая консоль должна соответствовать габаритным размерам лодки, а также физическим возможностям владельца. Кроме этого, необходимо ознакомиться с методом крепления консоли, которая располагается в районе кокпита.
  • Перед покупкой нужно учитывать возможность ее снятия, если этого требуют условия эксплуатации. Если в подобных действиях нет необходимости, то можно отдать предпочтение монолитной конструкции. В противном случае, выбор нужно остановить на разборной конструкции, состоящей из не большого количества отдельных элементов.
  • Многие владельцы утверждают, что конструкция должна быть легкой и, в то же время, надежной, чтобы не ощущался перерасход топлива.
  • Стоимость конструкции зависит от функциональных возможностей, ее прочности и надежности.

В настоящее время имеется возможность выбора подходящей модели консоли, что связано с наличием разнообразных конструкций различных производителей. Несмотря на это, каждая консоль оборудована штурвалом и рычагом реверса с газом, что кардинально снижает усилия на управление лодкой.

Управление лодкой, т. е. управление поворотом двигателя

Управление лодкой предназначено для изменения курса лодки. Комплект рулевого управления (штурвал, рулевой редуктор, штуртрос). Служит для управления судном. Цена зависит от производителя, мощности мотора, длины и марки троса, а так же большую роль будет иметь цена штурвала.

Марка рулевого троса

Марка рулевого троса выбирается в зависимости от модели рулевого редуктора. Для рулевых редукторов (привод рулевой Т-67) мощностью до 55 л. с. применяется рулевой трос марки М58. Для рулевых редукторов (привод рулевой Т-85) мощностью более 55 л. с. применяется рулевой трос марки М66. Так как редуктора используются разного типа то неудивительно, что не каждый трос будет совместим с редуктором того или иного типа. M58 и M66 также между собой отличаются. Трос M58 тоньше и более эластичен, что удобно при его прокладывании, но не дает никакого запаса прочности, а стоит дешевле. Трос M66 более толстый и надежный, но стоит дороже. И помните троса М58 и М66 — не взаимозаменяемые.

При установке моторов большой мощности, рекомендуется установить гидравлическую рулевую систему, которая обеспечит легкое и плавное управление.

Какой консоли стоит отдать предпочтение?

Рулевая консоль предназначается для изменения направления движения плавсредства. Кроме этого, здесь могут располагаться приборы различного назначения, в том числе и приборы контроля работы мотора.

Все элементы крепятся на специальном шасси, к которому подведены все детали управления мотором. Здесь так же можно установить тахометр, вольтметр и триммер, контролирующий угол наклона подвесного мотора. Мало того, многие владельцы подобных конструкций устанавливают на них навигаторы и эхолоты. Можно встретить различные конструкции дистанционного управления в зависимости от конструкционных особенностей лодок ПВХ. Поскольку лодки отличаются габаритами, то и консоли имеют различные размеры.

Для выбора подходящего варианта нужно руководствоваться некоторыми рекомендациями:

Назначение маломерного судна:

  • для рыбалки или охоты;
  • для туризма.

Интенсивность эксплуатации и дальность передвижения.

Приобретая консоль, следует детально изучить ее технические характеристики. Например:

  • в чем достоинство данной модели;
  • ее материал изготовления;
  • его габаритные размеры и технические возможности.

Обычная рулевая консоль

Обычное дистанционное управление для судов из ПВХ предусматривает такие устройства, как:

  • рулевые тросики;
  • удлинители румпеля;
  • редуктор штурвала;
  • реверсной машинки с газом.

Монтаж устройства дистанционного управления мотором осуществляют перед спуском моторной лодки на воду.

Как правило, в комплект дистанционного управления входит:

Подвесной мотор для лодки, способный управляться дистанционно.

Элементы управления работой двигателя, такие как:

  • широкая или узкая рулевая консоль со всеми крепежными элементами;
  • редуктор, подобранный под конкретный тип мотора и штурвала;
  • штурвал;
  • трос;
  • тяга;
  • элемент крепления тяги.

Как правило, основным устройством считается редуктор, который трансформирует вращательные движения штурвала в поступательные движения управляющего троса.

Существует 2 вида редукторов:

  • для подвесных лодочных моторов, имеющих мощность до 55 л.с., с одинарной передачей;
  • для двигателей мощнее 60-ти л.с., работающие по планетарному принципу.

Практически все конструкции имеют панель, изготовленную из водостойкой фанеры, пластика или из нержавейки. Гораздо реже можно встретить другие варианты исполнения.

Мини консоль для лодки ПВХ

Консоль не большого размера, в отличие от классической консоли, отлично подходит для установки на надувные лодки не больших габаритов.

К достоинствам мини конструкции следует отнести:

  • Ее можно устанавливать на конструкции плавсредств любого размера.
  • Не большой вес и легкость в монтаже.
  • Крепится консоль к баллонам лодки посредством специальных переходников, которые имеются в комплекте мини консоли.
  • Имеется возможность установки 2-3 дополнительных элементов, таких, как эхолот, тахометр и навигатор.

В мини конструкции используются стандартные редуктора:

  • Редуктор G08, T67.
  • Редуктор Т-71 FC, а также другие подобные редуктора.

Следует отметить, что выпускаются мини консоли и с левосторонним управлением.

Габариты мини консоли: длина – 750 мм, ширина – 920 мм и высота – 720 мм. Изготавливается устройство из белого или серого стеклопластика и имеет вес до 4-х килограммов. Стоит подобная конструкция от 7-ми до 12-ти тыс. рублей.

Рекомендуется устанавливать такой элемент, как рейлинг, который поможет уберечь конструкцию от поломки при наличии волнений на воде. Кроме этого, на этот элемент можно установить фары или другое оборудование, необходимое при эксплуатации.

Виды рулевого управления на маломерных суднах

На сегодняшний день рулевые устройства для водного транспорта классифицируют по принципу действия и конструкционным особенностям. Для начала предлагаем изучить нюансы работы устройств различного типа, а затем уже ознакомиться с возможными вариациями конструкций.

Механическое устройство

Установка на лодку рулевого редуктора механического типа наиболее проста и доступна по стоимости для владельцев малогабаритных суден. По своей конструкции механическая дистанция на лодочный мотор состоит из следующих узлов:

  • Механический редуктор – различают 2 типа, используемые на ПЛМ мощностью до 55 л.с. и на ПЛМ с мощностью 55 – 150 л.с. Если на судне установлен более мощный двигатель, вместо механического устройства рекомендуют использовать гидравлику.
  • Рулевой трос – металлический шнур с защитной пластиковой оболочкой. Длина зависит от габаритных параметров судна, а марка вновь определяется по мощности ПЛМ. Двигатели до 55 л.с. комплектуются тросами М58, а более мощные приборы снабжают тросами М66.
  • Рулевые тяги – полностью соответствуют силе установленного мотора.
  • Штурвал – собственно, сам рычаг управления, который крепится на рулевой редуктор. Особых требований к этой детали не выдвигается, и ключевыми параметрами считаются лишь габариты судна и предпочтения пользователя.

Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа действует по следующему принципу. Поворот руля в сторону приводит в движение шестерню редуктора, на которую намотан трос, проложенный вдоль борта судна. Этот трос с помощью рулевых рычагов прикреплен к двигателю, которому и передается импульс. Также конструкция предусматривает ряд тросов меньшего диаметра, посредством которых переключаются передачи, регулируются обороты и угол наклона двигателя.

Возможно будет интересно: Аксессуары для ПВХ лодок — комплект поставки и что нужно докупить отдельно

Механические рулевые стойки для ПВХ лодок привлекательны невысокой стоимостью (до 10 тысяч рублей) и легкостью установки. Но вместе с тем, по сравнению с другими типами такая установка больше подвержена износу и требует более тщательного ухода.

Гидравлическая рулевая система

Гидравлика, как правило, устанавливается на судах с моторами мощностью в 150 и более лошадиных сил. Например, это могут быть мини-яхты и крупные стеклопластиковые или алюминиевые катера. При этом конструкция гидравлической системы включает в себя следующие элементы:

  • Помпа рулевого привода (масляный нос);
  • Гидроцилиндр;
  • Гидравлические шланги;
  • Рулевое колесо.

Принцип работы такого устройства, в отличии от механики, более сложный. Рулевое колесо закрепляется на валу помпы, и при вращении штурвала помпа посылает сдавленное масло в полости гидроцилиндра, который с помощью шлангов крепится на ПЛМ. Гидроцилиндр разделен на 2 полости, и при вращении руля давление в одном из отсеков повышается, отчего поршень направляет усилие в сторону двигателя или поворотной колонки.

Важным условием надежной работы гидравлики является качественное масло, не подверженное сжатию и вызывающее минимальное трение. Эти параметры важны для исключения люфта, мешающего качеству передачи сигнала. Кстати, высокая точность сигнала способствует тому, что рулевая машинка лодочного мотора чутко реагирует на малейшее усилие. Этот момент вкупе с надежной работой и ценят пользователи гидравлики. Минус такой конструкции лишь в цене, которая в среднем составляет порядка 30 тысяч рублей.

Гидравлическое управление для лодки

Электронное дистанционное управление на лодку

По своей сути электроника – это не отдельный тип управления, а скорее опция к гидравлике и механике. Установка электрооборудования просто помогает достичь ряда преимуществ, а именно:

  • Отказ от использования тросов и, как следствие, повышение удобства и безопасности рулевой системы;
  • Исключение установки тросов на переключатель передач;
  • Возможность единого контроля нескольких спаренных двигателей.

В общем, электроника способствует большему комфорту и удобству управления, но и стоит такое дополнение не мало. В среднем, чтобы купить комплект рулевого управления на лодку с электрооборудованием и провести монтаж системы с помощью специалистов, потребуется порядка 100-120 тысяч рублей. Поэтому на малогабаритных лодках и катерах подобная система почти не встречается. Вообще, в подавляющем большинстве случаев руль для лодки ПВХ имеет механический тип управления, поэтому именно о нем далее подробно и поговорим.

Дистанционное управление на лодку

Съемная рулевая консоль для лодки ПВХ

Размеры съемного устройства: ширина – 530 мм, длина – 510 мм и высота – 510 мм. Как правило, отдают предпочтение правосторонней установке, хотя ее можно устанавливать и на левый баллон. Весит конструкция около 3-х кг и установить ее можно на надувную лодку за считанные минуты.

Характеризуется она следующими показателями:

  • Простота в установке и эксплуатации, а маленький вес не приводит к переизбытку топлива.
  • Занимает очень мало полезного пространства, что очень важно при установке на маломерных судах.
  • Устойчивая к механическим усилиям и хорошо себя ведет в процессе движения.

Крепится съемная конструкция при помощи специальных клееных переходников и пластмассового пятака, упирающегося в пол. Она имеет округлые формы, что снижает риск травматизма или повреждения надувных частей.

ТОП 7 лучших консолей рулевого управления лодки ПВХ

В специализированных магазинах можно встретить различные варианты конструкционных решений для систем дистанционного управления подвесными лодочными моторами. Но среди них имеются лучшие предложения:

Консоль палубная, узкая

Ее стоимость находится в пределах 18 тыс. рублей.

Основные технические характеристики:

  • Выпускается серого или белого цвета.
  • Материал изготовления – стеклопластик.
  • Габаритные размеры консоли: длина – 80 см, ширина – 50 см, высота – 115 см.

Устройство управления курсом лодки

Дистанционное рулевое управление лодочным мотором. В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.

При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно. В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.

В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.

рулевые редукторы

Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.

Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки. В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.

самая первая - фирменная ямаховская

При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.

Рулевая консоль широкая со стеклом и палубным креплением

Оценивается такая конструкция в 18,9 тыс. рублей.

Основные технические показатели:

  • Производится белого или серого цвета.
  • Материал изготовления – стеклопластик.
  • Имеется защитное стекло и защитный поручень.
  • Размеры приспособления: длина – 90 см, ширина – 60 см и высота – 110 см.

Рулевая стойка из нержавейки «Компакт»

Стойка изготовлена из трубы, диаметром 25 мм и оценивается в 9,9 тыс. рублей. Конструкция способна работать с редукторами Т85, G10, G12 или T67. С правой стороны установлена машинка реверса и газа. В комплекте поставляются и элементы крепления.

Малая рулевая стойка с креплением на 2 баллона

Предназначена стойка для установки на лодки ПВХ. Материалом ее изготовления служит нержавеющая труба. Крепится устройство с помощью специальных рымов, которые приклеиваются к надувным конструкциям. Элементы крепления поставляются вместе со стойкой. Рулевая стойка может работать с любым редуктором. Здесь же устанавливается контролер реверса и газа. В комплекте можно отыскать инструкцию по монтажу.

Стоит изделие 8,9 тыс. рублей.

Рулевая стойка из нержавейки с креплением на один баллон

Это популярный вид консоли, поскольку она позволяет экономить полезное пространство. На стойке можно установить любой рулевой редуктор и контролер реверса и газа. Вместе с изделием поставляются и элементы крепления. Стоит приспособление 5,95 тыс. рублей.

Рулевая мини-консоль

Стоит подобная конструкция 11,45 тыс. рублей.

Основные характеристики изделия:

  • Цвет белый или серый.
  • Материал конструкции – стеклопластик.
  • Крепление под баллоны, диаметром до 55 см.
  • На консоли возможна установка штурвала, редуктора и контролера реверс-газ, которые покупаются отдельно.
  • Размеры конструкции: длина – 530 мм, ширина – 540 мм и высота – 470 мм. Масса изделия – 2,5 кг.

Рулевая консоль из пластика с сидением

Устанавливается с правой стороны и имеет следующие размеры: длина – 50-59 см, ширина – 59-65 см и высота – 48-56 см. В комплект входит сидение, высотой 44-48 см. Масса изделия составляет 65 кг. Стоимость подобной конструкции оценена в 55 тыс. рублей.

Покупая то или иное изделие, следует всегда проверять комплектацию. Практически каждый товар должен иметь в наличии инструкцию по монтажу и эксплуатации.

Установка рулевой консоли для лодки ПВХ

Как правило – это не требует особых усилий, но на некоторые факторы нужно обратить внимание. Например:

  • Лучше монтировать приспособление по средине длины лодки, чтобы уравновесить реактивную составляющую гребного винта.
  • Перед процессом установки следует взять во внимание силу лодочного мотора.
  • Мощность редуктора всегда должна соответствовать мощности мотора. Например, редуктор Т67 предназначен для работы с мотором мощностью 60 л.с.
  • Соответственно этой паре следует подобрать и трос, например, марки Т09 или М58.
  • Для подобных элементов следует подобрать штурвал соответствующего диаметра, например, не больше 400 мм.

Если применяется мотор, мощностью 60-110 л.с., то следует устанавливать редуктор Т71. Этот редуктор не требует дополнительной настройки. Кроме этого, он сделан из дюралюминия и не боится механических усилий.

Редуктор Т85 предназначен для рулевых конструкций, работающих в паре с двигателями, мощностью до 160 л.с.

Характеристика устройства:

  • Ход 220 мм.
  • Штурвал осуществляет 3 оборота до блокировки.
  • Устройство рассчитано на усилие до 350 кг.
  • Допустимый минимальный изгиб троса М66 составляет 200 мм.

Особенности установки

Установка рулевого управления на лодку имеет ряд особенностей. Это несложный процесс. Консоль рекомендуется монтировать по центру корпуса лодки. Это уравновесит реактивные показатели винта. При проведении подобной работы необходимо читывать мощность двигателя. Для каждой разновидности мотора применяется особый тип редуктора.

Определившись с этими элементами системы, необходимо правильно подобрать трос. Он также должен соответствовать мощности мотора и типу редуктора. Учтя все особенности конструкции, можно будет правильно подобрать соответствующий диаметр штурвала.

Процесс установки производится в соответствии с рекомендациями производителя. При использовании подобного оборудования тщательно изучить инструкцию не только желательно, но и необходимо.

При наличии мотора мощностью до 60 л. с. потребуется редуктор типа Т67. Для двигателей типа 60-110 л. с. больше подойдет прибор типа Т71. Он прост в установке и эксплуатации. Такому редуктору не потребуется дополнительная настройка. Если мотор будет иметь мощность до 160 л. с., приобретается прибор типа Т85. Каждый редуктор, трос, диаметр штурвала должен соответствовать всем особенностям конструкции.

Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором

Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос! Левый борт или правый — Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.

Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора! Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации «дистанционник», то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

Особенности конструкции механического рулевого управления для лодок

Как уже отмечалось, кроме принципа работы рулевые консоли отличают и конструктивные моменты. И в первую очередь наборы рулевого управления на лодку стоит разделить на стационарные и мобильные.

Стационарные установки чаще всего представляют собой несъемные панели, на которых помимо штурвала размещается целый набор навигационных приборов и необходимой электроники. Среди прочего, такая консоль может содержать тахометр, эхолот, вольтметр, навигатор и т.д. Однако, позволить себе такую установку могут только владельцы достаточно габаритных лодок и катеров (минимум 3,5 – 4 метра длины).

Мобильное рулевое управление для лодки ПВХ в свою очередь отличается компактными размерами и возможностью быстрого демонтажа устройства. Например, если планируется непродолжительный выход на воду и в штурвале нет необходимости, то его запросто можно снять и оставить на хранение в машине или гараже. Да и по своим габаритам такая консоль много места на кокпите судна не занимает, поэтому именно такой вариант рулевого предпочитают владельцы небольших по размерам лодок.

Помимо деления на мобильные и стационарные установки, дистанционное управление лодочным мотором еще классифицируют по типам материала конструкции. И здесь можно выделить следующие разновидности:

  • Пластиковая консоль – самая легкая и простая по конструкции установка. Отличается гладкой поверхностью и устойчивостью к ломкости, но частый контакт с водой может оказывать негативное влияние внешний вид установки.
  • Стеклопластик – более массивная, но при этом менее прочная конструкция.
  • Фанерная панель – установка с облегченной массой и специальным влагоустойчивым покрытием.
  • Металлическая установка – отличается высокой износоустойчивостью, но и большим весом. В большинстве случаев металлические рулевые стойки для ПВХ лодок изготавливают из нержавеющей стали.

Также стоит отметить, что в рамках одной конструкции производитель вполне может комбинировать различные материалы, например, фанера + металл или стеклопластик + металл. Делается это для повышения прочности и одновременно понижения массивности конструкции.

И напоследок упомянем еще такие детали конструкции, как габариты и способ крепления рулевого. Что касается габаритов, то сегодня на рынке можно найти дистанционное управление лодочным двигателем на маломерное судно любого типа. Так, если вы владеете ПВХ лодкой длиной в 2-2,5 метра, то идеальным вариантом станет узкий штурвал из пластика или нержавейки с размерами в полметра ширины, 50-80 см длины и высотой в 1,2 метра. Такая консоль может содержать просто один штурвал, а может и обладать креплениями для дополнительных приборов и защитой от брызг в виде небольшого бортового стекла.

На судах больших габаритов уже можно установить полноценную рулевую консоль со специальным шасси для других электроприборов. Такой вариант обычно исполнен из фанеры, стеклопластика и металлических креплений. Кроме того, существуют даже варианты пластиковых рулевых консолей с пристроенным к конструкции лодочным креслом. Такая установка располагает к большему комфорту нахождения на судне, но отличается высокой стоимостью и требовательностью к просторному кокпиту катера или лодки.

Возможно будет интересно: Водоотливная помпа для лодки — виды и рейтинг производителей

Что же касается способов монтажа рулевых стоек, то выделим лишь правосторонний и левосторонний тип креплений. Чаще всего владельцы предпочитают устанавливать руль с правой стороны, но нет никаких трудностей и в том, чтобы закрепить дистанционное управление для лодок ПВХ или катеров на левый борт судна. Собственно, о вопросах монтажа стоит поговорить более подробно, поэтому посвятим этой теме отдельный раздел.

Мобильное рулевое управление для лодки ПВХ

1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.

Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).

Комплект для подключения рулевого ДУ:

— крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?

Рулевое управление своими руками

Рулевое управление на лодку своими руками создать вполне возможно. Многие владельцы подобных плавсредств производят самостоятельную сборку из-за неудовлетворительного качества покупных систем, а также их высокой стоимости. Для создания конструкции потребуется фанера толщиной около 12 мм.

Все элементы механизма выпиливаются по отдельности. Их собирают при помощи мебельных уголков. Торцы, места соединений нужно тщательно промазать эпоксидным клеем. Место под редуктор должно находиться на лицевой панели. Сюда же выводятся все переключатели, приборы, трос остановки мотора в аварийной ситуации.

Вся конструкция шлифуется, а также покрывается стеклотканью. Сверху наносится слой грунтовки. Его окрашивают водоотталкивающей краской. К пайолу плавательного средства изготовленное рулевое управление монтируется при помощи 5 прочных шурупов.

Рассмотрев особенности рулевого управления на лодке, можно правильно выбрать тип конструкции в соответствии с особенностями своего плавательного средства.

3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.

Обратите внимание! Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики — под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.

Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:

— рулевой трос в количестве 1 шт.

— рулевая тяга в количестве 1 шт.

— рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

— транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Последовательность сборки и подключения рулевого управления.

В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник: — заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!) — слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!) — крепим рубашку троса за редуктор — устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль — снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке — накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!) — проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)

Центровка руля . скоро будет руководство.

— заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой — цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения) — вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ! Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно! Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора. — если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора — одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!

Рулевое управление подобрано, установлено и подключено! Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!

Примеры выполненных работ.

Как установить рулевое на лодку или катер

Установка рулевой дистанционки механического типа у опытного водномоторника не вызовет особых проблем. Главное правильно подобрать все комплектующие системы и учесть небольшие тонкости монтажа. Как правило, дистанционное управление на лодочный мотор устанавливается с учетом следующих критериев:

  • Реактивная составляющая гребного винта должна быть уравновешена;
  • Мощность редуктора аналогична мощности ПЛМ;
  • Трос подбирается в соответствии с другими комплектующими, длина зависит от габаритов судна;
  • Штурвал может быть любого размера, но судоводителю должно быть комфортно им управлять (т.е. для вращения руля не должны прилагаться большие физические усилия).

Когда все элементы конструкции правильно подобраны, собрать рулевое управление на лодку ПВХ своими руками будет уже совсем несложно. Тем более что осуществить монтаж можно двумя методами.

Если в конструкции применяется рулевая тяга, то крепление проводят стандартным методом. Конец рубашки рулевого троса с помощью гайки закрепляют на трубе или транце, расположенными под ПЛМ. Шток проходит сквозь трубу и выходит с другой стороны. Сам же двигатель соединяют с «ухом» от штуртроса посредством рулевой тяги. На этом весь монтаж и окончен.

Если необходимо проложить кабель управления сквозь корпус судна и транец при этом расположен сбоку от ПЛМ, то рулевая тяга из комплекта исключается. В такой ситуации тягу заменяет специальный адаптер подключения рулевого троса, который и соединяет ПЛМ с консолью управления. Напрямую (без участия адаптера) такое подключение произвести невозможно, поскольку при повороте ПЛМ меняется и угол подвода троса к прибору. Как раз адаптер и дает рулевому тросу необходимую степень свободы, тем самым предотвращая возможное заламывание штока.

Но заметим, что самостоятельная установка рулевого рекомендуется лишь опытным пользователям. Если в водномоторной технике вы еще пока новичок, то, возможно, лучше обратиться за помощью к специалистам. Все-таки от правильно установленных на лодку комплектующих рулевого управления во многом зависит безопасность находящихся на борту судна пассажиров. Опытные работники надежно и безопасно смонтируют систему, а судоводителю останется лишь практиковаться в управлении и наслаждаться созданным комфортом.

Почти поставил новое рулевое управление, в лодочку.

В общем, было старое советское рулевое управление, описанное в Катерах и Яхтах, еще наверное годах в 60хх. Суть в том, что вокруг кокпита лодки, проходит трос, на роликах, который перематывается по рулевому валу, по типу стеклоподъемника, а сзади, цепляется к мотору. Это конечно лучше чем румпель, но.

Трос имеет большую длину, должен быть натянут, ролики без подшипников. Все это довольно туго крутится, скрипит, довольно сильно передает обратное усилие от мотора и самое главное — имеет огромный суммарный люфт. Под нагрузкой, чуть ли не четверть оборота!

В конце августа, я попробовал порулить катером с нормальным, современным рулевым управлением, и понял, что нужно что то делать.

Люфт практически отсутствует, точность рулежки просто поражала, катер реагирует не хуже машины. Покатался на своем. Рука-летсо.

Сложность была в том, что современные рулевые системы очень громоздки, а подмоторная ниша (рецесс), не был рассчитан на современное рулевое. Он слишком узкий.

Вариант, установить опору троса в край рецесса, тоже не подходил — во первых, толкающее и тянущее усилие (до 120 кг, к слову!) должна воспринимать стенка рецесса, а она у меня тонкая, во вторых, ширина корпуса маленькая, и если поставить трос с краю, нет места для плавного изгиба. Словом — засада на засаде.

В итоге, было решено ставить новое рулевое, с упором троса в станину мотора и вырезом огромной дыры в рецессе, под тягу.

Стало после 1й переделки под быстросъемный руль (само управление без изменений):

Замазанная дырка — результат неудачного позиционирования руля, это еще папа сделал, на этапе изготовления. Если бы руль тогда был маленький — еще ничего бы было, но москвичевский руль огромен.

Чтобы пристыковать Сельву к имеющемуся рулевому, за бешенные тыщи был заказан на вертолетном заводе, вот такой язык:

Нахрена я его заказывал — хз, надо было сразу рулевое нормальное ставить.

Итак, вот эта система:

Заменена на современную:

Выпиливать просто заколебался.

Теперь, это выглядит так (на руль не смотрите, брал самый дешевый, разбогатею — поменяю):

И со стороны мотора:

Дыру в той части, куда уходит тяга, нужно еще расширить, но ненамного. Думаю вклеить туда стакан, чтобы было не так ужасно. Дырки от старого тросика заклею.

Ну и остекление сделал, вроде ничо:

По рулевому осталось поставить пыльник на трос, расширить отверстие под тягу (упирается при откидывании мотора), заклеить лишние дырки в рецессе, закрепить рулевой трос.

Ну а в целом, из дорогого, привалочный брус надо найти и поставить, и чехол транспортировочный сшить, чтобы вода в салон не лилась при перевозке и стоянке. Еще нужно сделать, чтобы работал спидометр, поставить трубку пито и шланг, подумываю над электрикой — генератор поставить на мотор, а на лодку тахометр и бортовые огни. Сейчас тахометр стоит, но он на батарейке, цифровой, да еще и глючит на высоких оборотах. Электрики нет вообще. Блоки плавучести старые, то ли из пены монтажной, то ли еще из чего то, рассыпались в хлам, нужно купить пенополистирол и из него нарезать и приклеить блоки. Ну и покрасить, конечно, но это явно не в этом сезоне.

Зачем нужна рулевая консоль для лодок ПВХ?

Маневрировать на лодке ПВХ можно румпелем или дистанционным рулевым управлением. Оно закрепляется на судне и представляет собой штурвал, стойку, редуктор и селектор передач.

Появляется место для установки стационарного эхолота с GPS, а это обеспечивает безопасность пассажиров во время дальних путешествий, охоты и рыбалки.

Удобно размещаются дополнительные приборы:

  • тахометр для определения частоты оборотов двигателя; вольтметр для измерения напряжения в системе электропитания;
  • триметр для контроля угла наклона мотора.

Как выбрать рулевое управление на лодку: характеристики и рейтинг моделей

Рулевое управление на лодку позволяет регулировать движение плавсредства автоматизированно. Устройство фиксируется на корпусе судна и включает штурвал, стойку, редуктор, переключатели скорости. Изделия производятся из металла, пластика, влагостойкой фанеры, различаются размерами и конструктивными решениями. При подборе модели необходимо учитывать назначение судна, длительность поездок.

Виды рулевых консолей

Эти устройства бывают разными по габаритам и делаются с применением различных материалов. Отличаются они и по эксплуатационным параметрам. Все детали крепятся на панели, к которой подсоединяются детали управления моторкой. Выделяют три основных вида устройств.

Обычная рулевая консоль

В обычную систему дистанционного управления входят: тросы управления, рулевой механизм и контроллер газа и реверса. До начала использования лодки последнюю надо накачать воздухом и приступить к монтажу необходимого навесного оборудования.

Обычно оно включает:

  1. Мотор подвесной;
  2. Рулевая консоль;
  3. Редуктор;
  4. Штурвал;
  5. Трос;
  6. Тяга;
  7. Элементы крепления.

Одной из самых важных и сложных деталей системы дистанционного управления является механизм, преобразующий вращательные движения в линейные движения исполнительного механизма.

Используют такие редукторы:

  • Редуктор с коэффициентом передачи 1:1 для подвесных моторов с мощностью до 60 л.с.;
  • Редуктор с планетарным принципом передачи для моторов с мощностью более 60 л.с..

Как ловить больше рыбы?

Для мотора с мощностью до 60 л.с. устанавливается редуктор Т-67 с диаметром штурвала не более 40 см. Для мотора с мощностью более 60 л.с. устанавливается редуктор Т-71. Этот редуктор выполнен из силумина, очень прочен и износоустойчив.

Рулевая мини-консоль

Из названия понятно, что у нее имеются небольшие габариты: 48*51*43 см. Ее удобно и легко монтировать на любые плавсредства из ПВХ компактных размеров. Она достаточно легкая: от 2,8 до 4 кг.

Закрепляется на моторке при помощи индивидуальных креплений, обычно входящих в комплект устройства. Предусмотрено дополнительное пространство для установки тахометра, эхолота и других приборов.

Съемная модель

Съемная система дистанционного управления изготавливается из стеклопластика, поэтому у нее небольшая масса, не более 3 кг. Она легко монтируется. Ее легко поднимать и перевозить.

Конструкция прочная, не вибрирует на ходу, Крепится к лодке посредством приклеиваемых переходников и упирается в пол пластиковой опорой скругленной формы, что исключает возможность повреждения дна и травматизм судовладельца.

Разновидности рулевых консолей

Рулевое управление на лодку ПВХ производится из разных материалов:

  • пластик;
  • металлические сплавы;
  • стеклопластик;
  • листы фанеры.

Изделия из пластика эстетичны, прочны, отличаются стойкостью к воздействию атмосферных осадков.

Модели из металла долговечны, прочны, устойчивы к механическим повреждениям, эстетичны. Конструкции обрабатываются антикоррозийными составами.

Листы фанеры на консоль для лодки обрабатываются влагозащитными средствами. Конструкция включает поручни из нержавеющей стали, сиденья, обтянутые кожзаменителем.

По конструктивному решению выпускают следующие модели:

  • стандартная;
  • мини-консоль;
  • рулевая стойка;
  • консоль из пластика с сиденьем.

Обычная

Стандартная рулевая консоль с дистанционным управлением включает:

  • редуктор штурвала;
  • тросы;
  • удлинители румпеля;
  • реверсную машинку на газовом управлении;
  • крепежные элементы;
  • штурвал.

Конструкция может быть широкой либо узкой. Консоль устанавливают на судно перед плаванием. Основной элемент системы управления — редуктор, трансформирующий вращения штурвала в последовательное перемещение троса.

Конструкция снабжается редукторами 2 типов:

  • для двигателей навесной конструкции (до 55 л.с.);
  • для мощных моторов (более 60 л.с.).

Изделия комплектуются панелью из нержавеющей стали, прочных полимеров либо фанеры с влагостойкой обработкой.

Пластиковая

Пластиковая рулевая консоль для лодок ПВХ имеет средние габариты. Стандартные модели имеют правостороннее управление. Масса изделий составляет 60−65 кг.

Конструкции могут снабжаться сиденьем для водителя. Высота посадочного места составляет 43−48 см. Габариты изделия должны соответствовать размерам плавсредства, пассажировместимости судна, мощности мотора.

Мини-консоль

Консоль-мини разработана для надувных плавсредств из поливинилхлорида компактных габаритов. Изделия изготавливаются из стеклопластика, отличаются небольшим весом (до 4 кг), простой установкой, универсальностью. Модель закрепляется на баллонах.

В мини-консоли применяются стандартные редукторы:

Управление устройств может быть правосторонним и левосторонним. Размеры модели в длину достигают 750 мм, в высоту — 700 мм, в ширину — 900 мм.

Компактное устройство может быть укомплектовано при необходимости 2−3 приборами (навигационная система, тахометр, эхолот, фонарь).

Советы при выборе устройства

  1. Выбирая для своей моторной лодки лучшую комплектацию, следует учитывать, с какой целью она приобреталось: для прогулок и путешествий или для рыбалки, охоты.
  2. Большое значение имеет, насколько часто будет использоваться лодка, на какие расстояния будет ходить.
  3. Необходимо внимательно просмотреть в полном объеме представленные продавцом материалы о том, какие бывают системы дистанционного управления, из чего изготавливаются. Пластмасса, например, очень гладкая и менее ломкая, чем стеклопластик. Металл – самый прочный материал. Морская фанера – водонепроницаема.
  4. Очень важны размеры и вес. Эти параметры подбираются по размеру лодки. Если оборудование придется часто снимать, оно должно быть съемным, легким и иметь удобное крепление. Если нет такой необходимости, то лучше приобрести монолитную конструкцию. В этом случае будет уходить больше топлива, да и стоить такое оборудование будет дороже.
  5. Желательно устанавливать рейлинг. На нем закрепляются осветительные приборы и любое другое, нужное на воде оборудование. Рейлинг дает возможность избежать деформации устройства во время качки.

Как установить рулевую консоль на лодку ПВХ?

К установке дистанционной системы можно приступать сразу, если двигатель входит в состав комплекта. Если двигатель румпельный, его придется дорабатывать. С этой целью логично приобрести готовый комплект, но можно и самостоятельно подобрать нужные детали.

Покупаем крепежную пластину и ставим ее на двигатель. Приобретаем еще и тягу. Проверяем, имеется ли на двигателе гнездо для присоединения троса. Если нет, тогда покупаем транцевую опору троса. Переходим к подсоединению управления.

Это можно сделать двумя способами:

  • Подсоединение троса через тягу.
  • Подсоединение троса через транцевую опору с адаптером.

В первом случае рубашку троса крепят на трубе мотора или транцевой опоре посредством гайки. Шток пройдет через трубу и выйдет с другой стороны.

На конце штурвального троса есть ухо, с которым соединяется тяга и мотор. Двигатель, предусматривающий дистанционное подключение, имеет все необходимые устройства, а румпельный — дорабатываем.

Во втором случае, трос придется провести по корпусу моторки и смонтировать транцевую опору сбоку от двигателя. Тяга при этом не нужна. Ставим адаптер троса. Он необходим для того, чтобы при повороте двигателя менялся угол подхода троса, обеспечивая некоторую свободу силовому агрегату.

Установка дистанционного управления проводится в следующей последовательности:

  1. Смазываем трос;
  2. Протягиваем трос от стойки к мотору;
  3. Вставляем штурвал на вал и протягиваем трос в редукторе, поворачивая штурвал ( штурвал не закрепляем );
  4. Закрепляем рубашку в редукторе;
  5. Устанавливаем пластину из комплекта редуктора на стойку;
  6. Снимаем колесо и устанавливаем редуктор на стойку;
  7. Ставим рулевое колесо на редуктор и вращением добиваемся выхода рулевого троса на половину хода ( рулевое колесо не закрепляем );
  8. Устанавливаем руль в удобное положение и делаем отметки на валу и колесе;
  9. Пропускаем шток троса через трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой;
  10. Крепим шток к мотору, предварительно отрегулировав рулевую тягу по длине;
  11. Поворачивая колесо, сверяем синхронность вращения двигателя;
  12. Если наблюдается вращение, противоположное вращению руля, значит руль установлен в редукторе неверно. В этом случае переустанавливаем трос в соседнее отверстие редуктора;
  13. Если все двигается в нужном направлении, вытаскиваем рулевое колесо и ставим декоративное кольцо, вставив его сверху на вал редуктора;
  14. Прикручиваем штурвал гайкой .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: