Лодочные аккумуляторы: решение наиболее распространенных проблем…

Без аккумуляторов многие приборы и механизмы не способны функционировать. Например, в устройствах, где электрический ток используется в качестве основного энергоносителя, применяются специальные тяговые АКБ.

Если такой источник питания сядет, то «с толкача» автомобиль уже не завести, и потребуется заряжать батарею с помощью специального устройства. В этой статье будет подробно рассмотрены основные виды тяговых источников электроэнергии, а также указаны отличия между различными технологиями производства таких батарей.

Что такое тяговый аккумулятор

Принципиально тяговая АКБ не отличается от обычного кислотного элемента питания, но для того чтобы аккумулятор получил определённые качества в его конструкцию вносятся некоторые изменения.

Прежде всего, у таких изделий повышается устойчивость к глубоким разрядам. Количество циклов заряд/разряд также является одной из важнейших характеристик.

Чтобы пластины не рассыпались и не покрывались оксидным слоем, свинцовые решётки делаются большей толщины, а в состав металлического сплава вводятся легирующие элементы. Корпус батареи изготавливается из высокопрочного пластика, который также обладает минимальными значениями электропроводности, что позволяет снизить саморазряд АКБ.

Существует несколько основных типов аккумуляторов этого типа, поэтому прежде чем приобрести новую батарею рекомендуется ознакомиться с основными характеристиками каждой из них.

Тяговой

Как с обычным зарядным устройством зарядить гелевый аккумулятор

Для выполнения данной процедуры нам потребуется непосредственно севший гелевый аккумулятор, другая батарея (можно взять гелевую, свинцовую, новую, старую, отработанную — не важно), а также обычное зарядное устройство. Достаточно подключить все в правильном порядке, а также периодически проверять ход выполнения процесса, чтобы получить необходимый результат

Этот способ зарядки невероятно прост, и он на самом деле работает — вы можете сами убедиться в этом в собственном гараже, выполнив необходимые процедуры зарядки. Процедура, которую вам необходимо выполнить в данном случае, следующая:

  • подключите зарядное устройство к свинцовому аккумулятору или любому другому устройству, выбранному в качестве посредника;
  • используйте далее подсоедините клеммы заряжаемого аккумулятора к гелевой батарее (плюс к плюсу, а минус к минусу);
  • подождите две минуты и посмотрите, происходит ли отдача энергии от зарядки аккумуляторам;
  • далее потрогайте корпус гелевого аккумулятора (если батарея уже вышла из строя, копус ощутимо нагреется;
  • если корпус просто теплый, оставьте батареи заряжаться где-то на два часа;
  • после этого времени стоит снова проверить температуру гелевого аккумулятора, а также проверить его амперметром;
  • если есть необходимость, выполните зарядку еще в течение одного-двух часов, а затем отключите всю систему от сети и снимите клеммы.

Вы сможете легко получить необходимые возможности работы батареи, если она еще не вышла из строя, используя простую зарядку и старый аккумулятор любого типа. В данном случае старый АКБ выполняет роль трансформатора, который принимает на себя всю нагрузку зарядки. На гелевую батарею уходит только мягкая зарядка от работы электролита в старом аккумуляторе. Эта система работает, что доказано определенным количеством видео и частных экспериментов. Поэтому можете пользоваться вполне простой схемой восстановления гелевых аккумуляторов и продолжать использовать удобный источник питания. Полезное видео с зарядкой гелевого АКБ предлагаем посмотреть ниже:

Отличные возможности простой зарядки гелевых АКБ посредством использования второй батареи любого типа были впервые показаны одной из самых успешных в мире компаний, производящих гелевые источники питания. Это вызвало определенный фурор среди автомобилстов, многие смогли восстановить многолетные аккумуляторы, которые уже долгие годы хранились в гаражах просто на всякий случай. Гель долговечен и не портится от простого хранения, поэтому ваш старый аккумулятор такого типа тоже может быть легко восстановлен.

Наступило время использовать ресурс автомобильных запчастей и аксессуаров до конца, так что научиться зарядке гелевого аккумулятора стоит. Этот простой навык поможет вам значительно сэкономить ресурс батареи и продлить ее эксплуатацию. С помощью простых вариантов зарядки можно вернуть былую работу старому источнику энергии для автомобиля. А вы пробовали заряжать гелевый аккумулятор любыми доступными способами?

Виды тяговых аккумуляторов и их характеристики

Знать основные параметры тяговых батарей очень важно, ведь только в этом случае изделие будет правильно подобрано, установлено, а при эксплуатации к нему не будут подключаться потребители сверх рассчитанного заводом-изготовителем предела по мощности.

Основными аккумуляторами этого типа являются:

  • Свинцово-кислотные. Дешёвые аккумуляторы, которые обладают необходимыми качествами для использования в качестве тяговых батарей. Основным недостатком таких устройств является большой вес.
  • Никель-кадмиевые. Обладают высоким ресурсом работы и способны обеспечить различные самоходные машины электрическим током в необходимом объёме. Идеально подходят для погрузчиков, штабелеров и другой складской техники.
  • Никель-металлогидридные. Высококачественный аккумулятор, который может использоваться в различных инструментах и машинах. Идеально подходит для электровелосипедов, инвалидных колясок и другой маломощной техники.
  • Литий-полимерные. Современные устройства, в которых отсутствует эффект памяти, а работоспособность сохраняется в очень большом диапазоне температур. По причине высокой стоимости в качестве тяговой батареи используется редко.
  • Литий-железофосфатные. Идеально подходят для электромоторов мощных автомобилей и другого вида техники. Могут также использоваться в качестве основных накопителей электричества в ИБП.
  • Литий-ионные. Этот вид современных тяговых аккумуляторов является самым распространёнными и используется в качестве АКБ для электромобилей в системах бесперебойного электроснабжения. Такие устройства накопления электричества хорошо переносят глубокий разряд, обладают большим сроком службы и могут длительное время держать напряжение без потерь.

Практически все перечисленные модели АКБ эффективно используются в качестве источника электродвижущей силы. Основным критерием отбора таких изделий является возможность переносить глубокие разряды и сохранять электричество в состоянии покоя. От этих характеристик во многом зависит возможность использования устройств в мощной электротехнике.

Выбор зарядного устройства для гелевого аккумулятора

Технические особенности, преимущества и недостатки двигателя TDI

Рассмотрим основные параметры зарядных устройств для автомобильных гелевых аккумуляторных батарей :

Тип аккумулятора. Основная масса представленных на отечественном рынке зарядных устройств разработана для совместного использования с автомобильными аккумуляторными батареями, заполненными жидко-кислотным электролитом. Эти модели нельзя использовать при зарядке гелевых аккумуляторов, так как конечное напряжение заряда у всех видов батарей разное.

Кроме того, герметичные необслуживаемые AGM аккумуляторы рассчитаны на низкое напряжение, а их заряд высоким напряжением станет причиной необратимого выкипания электролита, вследствие чего срок службы устройства значительно сократится.

Возможность изменения тока заряда. На первый взгляд это кажется вполне естественной функцией, но, тем не менее, в некоторых зарядных приспособлениях регулировка тока невозможна.

Чтобы свинцовый аккумулятор функционировал максимальный период времени, необходима зарядка током в размере 10-15% от номинальной емкости (к примеру, 15 А для емкости 150 А*час).

Если осуществляется зарядка меньшим током, то это не приносит вреда для аккумуляторной батареи (время заряда увеличится). Тогда как зарядка током, превышающим рекомендуемый, приведет к резкому снижению ее срока службы .

Температурная компенсация. Любые аккумуляторные батареи во время зарядки нагреваются. При этом очень редко в комнате, где они находятся, выдерживается стабильная температура в 20-22 градуса.

При зарядке температура батареи может возрасти на 10-12 градусов и конечное напряжение с учетом компенсации будет меньше на 0,03*12=0,36 вольта. Отсутствие термокомпенсации приведет к перезаряду и сокращению срока службы батареи.

Таким образом, качественное устройство для зарядки должно иметь температурную компенсацию, а идеальном варианте и выносной температурный датчик (для точности измерения) .

Корректное напряжение. Зарядка гелевого аккумулятора должна осуществляться строго определенным напряжением. Зачастую встречаются устройства для зарядки аккумуляторов с некорректным напряжением заряда или некорректным напряжением в буферном режиме.

Обычно правильное напряжение заряда для гелевых АКБ составляет 14,2 вольта, а для AGM — 14,7 вольта. Тем не менее, эти значения необходимо уточнить в инструкции.

При этом для AGM аккумуляторов буферное напряжение равно 13,2 вольта при 24 градусах, а их продолжительная эксплуатация с напряжением в 13,6 вольт приводит к сокращению срока службы примерно в 1,5 раза из-за выкипания электролита.

Кстати, проверить наличие кипения можно обычным медицинским стетоскопом.

Примерно после двух суток нахождения в буферном режиме, выделение газа должно практически полностью прекратиться.

Наличие нескольких стадий заряда. С целью оптимального заряда свинцовых аккумуляторов необходимо разделить процедуру заряда как минимум на три стадии.

На первой стадии происходит зарядка постоянным током (с возрастающим напряжением), на второй — постоянным напряжением (уменьшается ток), на третьей — заряженное состояние поддерживается пониженным постоянным напряжением и минимальным током, достаточным для компенсации саморазряда.

Если поддержание полного заряда не требуется, то будет достаточно и двухстадийного режима.

Рабочий температурный диапазон. Подавляющее большинство моделей зарядных устройств имеет температурный диапазон 5-40 градусов Цельсия. Более широкий диапазон свидетельствует о том, что подразумевается полупрофессиональное использование, которое косвенно говорит о повышенном качестве.

Помимо этого, если вы планируете производить зарядку аккумулятора в помещении с невысокой температурой (в гараже или на балконе), важно выбирать модели с расширенным температурным диапазоном

Регулируемая скорость вентилятора

Если зарядное устройство имеет вентилятор, а его эксплуатация будет проходить в домашних условиях, необходимо обратить внимание на наличие регулятора скорости вентилятора. Данный механизм позволяет минимизировать шум устройства

Таким образом, гелевые аккумуляторы потенциально более выгодны, чем традиционные. Плюсы от их использования покрывают разницу в цене. Главное — не допустить преждевременного выхода батареи из строя .

Чем отличается тяговый аккумулятор от стартерного

Использовать вместо стартерного аккумулятора тяговый, не всегда представляется возможным. Это ограничение действует в том случае, если тяговое устройство используется для устройств небольшой мощности, например, для лодочных моторов.

Более мощные устройства на 12 Вольт, которые могут обеспечить электроотдачу в несколько сотен Ампер могут использоваться для запуска двигателей автомобиля. Некоторые отличия присущи только определённым типам АКБ.

Гелевые. Гелевые тяговые аккумуляторы, в отличие от стартерных, обладают меньшими разрядными токами. По этой причине важно не перепутать различные модели при покупке АКБ для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Тяговые изделия этого типа более устойчивы к глубокому разряду, но расходовать его на 100%, даже при использовании батарей высокого качества, не рекомендуется.

Свинцово-кислотные. Батареи этого типа могут использоваться как в качестве стартерных АКБ, так и для постоянного подключения к мощным потребителям электричества.

При эксплуатации на электропогрузчиках и другой технике применяются свинцовые АКБ с усиленной решёткой, в которую при производстве добавляются легирующие элементы.

Литий-ионные. Литий-ионные аккумуляторы, по причине высокой цены, в качестве стартерных батарей для машин практически не используются, но для электромобилей им альтернативы нет.

Изделия обладают большим запасом прочности, низким саморазрядом и отсутствием эффекта памяти. Установленные на электромобили литий-ионные батареи могут обеспечить запас хода до 400 км.

Лодочный

Два типа лодочных аккумуляторов

Стартовые аккумуляторы

Пусковой ток лодочных двигателей достигает 1000 А. Сила тока – это количество заряда, прошедшего через поверхность за единицу времени. Чем быстрее проходит заряд и чем больше площадь поверхности тем выше сила тока. Максимальный ток обеспечит аккумулятор с большой площадью соприкосновения электролита и свинца и быстро протекающей химической реакцией. Следовательно в корпусе батареи должно быть много тонких пластин с неплотным активным материалом

Однако тонкие пластины и рыхлый активный материал не выдерживают циклическое использование — глубокий разряд и зарядку. С каждым циклом часть активного материала выпадает из решетки аккумуляторной пластины и скапливается на дне корпуса. Через некоторое время «отложения» вырастают, замыкают пластины и аккумулятор выходит из строя. Когда же стартовый аккумулятор применяют по назначению, то он редко разряжается больше чем на несколько процентов и количество выпавшей активной массы не велико.

Сервисные аккумуляторы

В лодочной электрической системе сервисные аккумуляторы работают как буфер между источником тока — генератором, зарядным устройством или солнечными панелями и потребителями. Это значит, что аккумуляторы регулярно глубоко разряжаются, а затем вновь заряжаются. Чтобы пластины сервисных АКБ выдерживали циклические нагрузки их делают толще, чем в стартовых, а в прочные решетки, запрессовывают плотный активный материал, который меньше осыпается в процессе заряда и разрядки

Водонепроницаемые устройства для открытых катеров:

Зарядное устройство Sterling Power PS 1255

  • Sterling Power PSP1255
  • Напряжение 12 или 24 Вольта
  • 10 Ампер 10 Ампер при напряжении 12 Вольт. 5 Ампер при напряжении 24 вольта
  • 2 выхода
  • 1 режим зарядки
  • IP68

ЗАКАЗАТЬ

Зарядное устройство Sterling Power BBW1224

  • Sterling Power BBW1212
  • Напряжение 12 Вольт Входное напряжение 12 Вольт. Выходное 12, 24 или 36 Вольт. Зависит от модели
  • 28 Ампер Максимальный потребляемый ток. Выходной ток зависит от модели устройства
  • 1 выход
  • 8 программ зарядки AGM(2), GEL(2), жидко-кислотные обслуживаемые и необслуживаемые, кальциевые и LiFePO4 аккумуляторы. Всего 8 зарядных профилей
  • IP68

ЗАКАЗАТЬ

Зарядное устройство Victron IP67-2412

  • Victron IP67 24/12
  • Напряжение 24 Вольта
  • 12 Ампер Регулируемый ток зарядки
  • 1 выход
  • 3 программы зарядки AGM, GEL, жидко-кислотные и LiFePO4 аккумуляторы. Возможность создать собственный зарядный профиль
  • IP67 Полностью водонепроницаемое

ЗАКАЗАТЬ

Циклическое использование лодочных аккумуляторов нерегулярное и отличается от режима работы тяговых батарей в погрузчиках, в которых нагрузка предсказуема и выполняется по графику. В отличии от них на лодках аккумуляторы часто остаются без использования длительное время

Где применяются тяговые аккумуляторы

Тяговые аккумуляторы применяются везде, где необходимо обеспечить длительную работу мощных электрических устройств. Наиболее часто такие источники можно встретить в следующих приборах и механизмах:

  • Электромобили.
  • Источники бесперебойного питания.
  • Электропогрузчики.
  • Велосипеды и самокаты на электротяге.
  • Катера и лодки с электродвигателем.

В зависимости от напряжения бортовой сети техники и электрических схем различных устройств, могут использоваться изделия на 12В и 24В. Для электроснабжения мощной техники могут применяться также батареи на 48 Вольт.

Преимущества и недостатки тяговых аккумуляторов

Тяговые батареи имеют как положительные, так и отрицательные качества. К плюсам таких источников электроэнергии относятся:

  • Низкий саморазряд.
  • Устойчивость к большим и продолжительным нагрузкам.
  • Большое количество циклов заряд/разряд (батареи типа Gel рассчитаны на 1200 таких периодов).
  • Простое обслуживание и хранение.
  • Аккумуляторы российского производства имеют вполне приемлемые соотношения цены и качества.

К недостаткам таких батарей относятся:

  • Более высокий вес в сравнении с другими АКБ.
  • Низкий КПД восстановления ёмкости.

Несмотря на наличие некоторых недостатков, достойной альтернативы тяговым устройствам просто не существует, когда необходимо обеспечить работу мощной электротехники, которая не может быть подключена к сети 220 или 380 Вольт.

Для электромобиля

Популярные бренды тяговых АКБ

Германский производитель Sonnenschein на рынке автономных источников питания более 100 лет. Продукция компании использует передовые разработки в продукции, рассчитанной на большинство потребностей своих клиентов.

АКБ компании Ventura

Более бюджетные, но добротного качества батареи предлагает компания Ventura. Приемлемые цены возможны благодаря размещению производственных мощностей в Китае. Тем не менее продукция бренда изготавливается по технологии AGM, характеризуется минимальными испарениями и достойными эксплуатационными показателями.

Обслуживание тяговых батарей

Учитывая тот факт, что такие батареи работают в очень жёстких условиях потребления электричества, безотказность эксплуатации их может быть обеспечена только в том случае, если обслуживание АКБ будет производиться вовремя.

Прежде всего, тяговые аккумуляторы нуждаются в периодической зарядке. Выполнять эту процедуру следует с использование специальных зарядных устройств, а для обеспечения противопожарной безопасности помещение должно быть оборудовано мощной вентиляционной системой.

Контроль за уровнем и качеством электролита, также является важнейшим профилактическим мероприятием для тяговых моделей АКБ. При наличии отклонений от нормы, производят нормализацию плотности элеткропроводящего состава либо его полную замену.

Важные факты об аккумуляторах

Хороший лодочный аккумулятор при должном уходе проработает от четырёх до пяти лет без необходимости проведения сервисного обслуживания. Чем больше, тем лучше! Аккумулятор, который вы покупаете на замену, не обязан быть того же размера, что и оригинальный. Всегда лучше иметь аккумулятор, обладающий чуть большей ёмкостью.

Сухозаряженные аккумуляторы нужно заряжать перед использованием

Многие небольшие аккумуляторы поставляются вместе с электролитом в отдельном контейнере. Если вам нужно наполнить новый аккумулятор электролитом, подключите его к быстрому зарядному устройству. Зарядная система не позволит зарядить аккумулятор до максимума. Ёмкость аккумулятора никогда не поднимется выше 80%. Последующая перезарядка уже не поможет. Общая ёмкость аккумулятора навсегда сократится на 20%, и вы ничего не сможете с этим поделать.

Аккумуляторы разряжаются при хранении

Если хранить аккумулятор в течение долгого периода времени, он постепенно разрядится. Это нормальный процесс для всех свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Всегда полностью заряжайте аккумулятор, перед хранением. Кроме этого, отключите отрицательное состояние. Это немного замедлит процесс разрядки. Лучший способ избежать сокращения срока работы аккумулятора — использовать умное зарядное устройство (но не капельную зарядку), которое будет поддерживать полный заряд батареи, пополняя её ёмкость, только тогда, когда она падает ниже определённого уровня.

В разряженном аккумуляторе электролит превращается в воду

По мере разрядки лодочного аккумулятора, процент серной кислоты в электролите уменьшается. Серная кислота в сочетании со свинцовыми пластинами приводит к появлению сульфата свинца. В результате, электролит постепенно становится обычной водой. Разряженная батарея будет замерзать в холодном климате, что приведёт к разрушению изоляторов и пластин внутри неё.

Извлеченные наконечники аккумулятора могут привести к его разрушению

Извлечённые или подверженные коррозии наконечники кабелей могут вызвать разнообразные проблемы. При запуске стартера такие соединения могут привести к оплавливанию клемм. Если из аккумулятора при этом выделяется газ, может возникнуть взрыв. Никогда не используйте клеммы временного типа. Они предназначены для чрезвычайных ситуаций и очень быстро ржавеют. Всегда работайте с запечатанными аккумуляторными кабелями или заменяйте их.

На что обратить внимание при выборе тяговой батареи

При выборе новой АКБ тягового типа необходимо обеспечить физическое размещение батареи в специальном отсеке. Многие модели машин имеют ограниченное пространство под установку аккумулятора, что необходимо учитывать в первую очередь.

Мощность источника электроэнергии также является важнейшим параметром, поэтому при покупке нового изделия обязательно следует подбирать АКБ по напряжению (В) и ёмкости (Ач).

Оптимальным решением проблемы является приобретение тягового аккумулятора такого типа, который рекомендован заводом-изготовителем устройств, куда планируется устанавливать батарею.

Зарядка аккумулятора от подвесного лодочного мотора.

Для мощных подвесных лодочных моторов с электростартом, как правило, есть специальный выход с разъемом, к которому просто подключается аккумулятор соответствующей емкости, а к нему уже непосредственно подключается нагрузка в виде ходовых огней, радиостанции и холодильника с пивом.

Но, на маленьких моторчиках, как правило, даже катушка света- маленький генератор — это отдельная опция. Генераторы для запитки аккумуляторов штатно устанавливают на большинстве лодочных моторов , начиная от 8 — 9 л.с. На большинстве менее мощных моторов, от 4 л.с., присутствуют лишь штатные места для установки катушки света. Да и то не у всех производителей.

Располагается генератор или места для его установки (два наплыва с резьбой под винтики) под маховиком, там же, где и магдино — по-сути, такой же генератор для системы зажигания. Если он вдруг установлен, его присутствие легко опознать по двум проводкам, обычно, зеленого цвета, которые без дела болтаются снизу маховика, с одной стороны блока цилиндров.

Для некоторых «родных» генераторов, предполагается еще и замена штатного маховика. Но в принципе, можно использовать такую же катушку магдино, как и на вашем моторе, а если есть знакомый

Основная проблема при самостоятельной установке генератора, заключается в снятии самого маховика. Нам необходимо снять ручной стартер, тогда мы доберемся до гайки, которая натягивает маховик на коленвал.

Гайку открутить как правило, довольно тяжело. Проще будет, если перед этим снять чашку храпового механизма ручного стартера. Она прикручена к маховику на трех болтах.

Как снять маховик с лодочного мотора

Для успешного откручивания гайки маховика, вполне достаточно застопорить маховик металлическим стержнем, вложив его между уступами сверху, а гайку открутить обычным трубчатым ключом. Уступов может не оказаться на некоторых моделях. Тогда, при отсутствии съемника, придется застопорить поршневую. К примеру, через свечное отверстие. Но, если придется все же приложить большое усилие при откручивании гайки маховика, то делать этого не рекомендуется. В этом случае, лучше сделать строповый захват чашки, как на рисунке сверху.

Установка генератора под маховик лодочного мотора

Еще один вариант — это закрутить болты на то место, где стояла чашка для стартера, лучше старые. И используя вставленную между ними мощную отвертку, создать противодействующий рычаг. Главное, что бы болты не были перекалены и не сломались у самого основания в резьбе. Впрочем, как правило, все болты ломаются в подобных местах, оставляя небольшой зубец чуть выше поверхности, за который его можно выкрутить пассатижами.

Гайку маховика, разумеется, можно еще предварительно замочить в разного рода жидкостях. Хотя бы в той же WD-40. Вот, после того, как мы открутили гайку, нам предстоит снять маховик.

Съемник для маховика лодочного мотора

Для этого используется специальный съемник, потому как, маховик сильно натянут на конусную часть коленвала. Мы встречали и злодейские способы разделения этих деталей — удар молотком по коленвалу на откинутом или перевернутом моторе. Конечно, с наживленной на резьбу гайкой. Или несколько ударов. Пока маховик не начнет сходить с конуса. Конечно, лучше так не делать. Велика вероятность замять резьбу, а подшипники поршневой системы, явно будут не в восторге. Между прочим, многие «сервисы» именно так и снимают маховики, экономя на съемниках, либо они просто не смогли их найти.

Съемники для маховиков лодочных моторов действительно найти сложновато. Ведь моделей лодочных моторов довольно большое количество, и даже универсальные съемники не всегда подходят.

Впрочем, здесь выбора нет. Редкий случай, но съемник придется найти или изобрести самостоятельно. Принцип его работы такой же, как и у

Длинная ручка является продолжением этой пластины-съемника и очень помогает работать как с упорным болтом, так и с гайкой маховика. Но присутствует не у всех.

Будем считать, что маховик с лодочного мотора мы все-таки сняли. Главное, при установке обратно, не забыть его затянуть опять как следует, учитывая его массу и скорость вращения.

Под маховиком мы как раз и можем обнаружить места крепления генератора, напротив магдино. А можем и не обнаружить. В документации к мотору обычно говорится об опциональной возможности установки генератора.

В общем, установив катушку света, два проводка от нее выводим в то же отверстие, что и проводки от магдино. Проводку надо уложить так, что бы маховик ее не перетер.

Установка катушки света на лодочные моторы

Катушка света вырабатывает переменный ток. Конечно, это нам не подходит. На большинстве моторов от 25 л.с., уже установлены контроллеры заряда в одном блоке. На менее мощных — только генератор. Следовательно, нам необходимо установить выпрямитель.

Выпрямитель — это простейший диодный мост. В крайнем случае, его можно спаять самому. Оригинальные же диодные мосты зовутся более гордо «преобразователь переменного тока в постоянный», тут не хватает слова «уникальный», потому как, стоить он будет для малышей в пять сил более 6 тысяч рублей.

А вот для ограничения напряжения, нам уже необходим стабилизатор. Ведь обороты мотора не постоянны, и на самых высоких оборотах, напряжение на генераторе может переваливать за 36 вольт. Стабилизатор призван ограничить напряжение максимальными 13.5 — 14.5 вольтами для 12-вольтового аккумулятора.

А вот силу тока уже надо смотреть по тем данным, которые прилагаются к генератору. При этом конечно, необходимо помнить о требовании к силе тока при заряде для вашего аккумулятора. Для большинства он не должен превышать 10 % от его емкости. И, конечно, такой способ зарядки не подходит для литиевых аккумуляторов.

В среднем, пятилошадные генераторы выдают максимальный ток 2-2.5А, на моторах помощнее — 6А.

Кстати, доводилось встречать владельцев самых маленьких моторчиков, от 2.5 л.с., у которых выработка электроэнергии осуществлялась довольно нестандартными методами. Да и мы как-то экспериментировали с упругими валиками, прижатыми к маховику, которые вращали генераторы постоянного тока из разного рода электродвигателей. Мотор сопротивления практически не испытывал, а выработка энергии получалась довольно солидной. Правда, цифры уже и не вспомнить. Это все к тому, что немного воображения поможет освещать ночью вашу лагерную стоянку и обеспечить питание эхолота. Аккумулятор, конечно, необходим.

Не стоит даже и думать подключать нагрузку к генератору без выпрямителя и стабилизатора. Подсчитав характеристики катушки света и своего аккумулятора, который будет играть роль буфера в цепи питания, можно найти старые электроприборы, в которых отыщутся если не вышеперечисленные части цепи, то уж компоненты для них точно. А приобретать простейшие электрические штучки у дилера вашего мотора по цене самого мотора, вряд ли имеет смысл.
Михаил Сафронов, для журнала GoodBoating.ru

Как выбрать зарядное устройство для тяговых аккумуляторов

Зарядное устройство для тяговых аккумуляторов должно обеспечивать качественное восстановление заряда АКБ. Обычное ЗУ для стартерных батарей не всегда можно использовать для зарядки тяговых аккумуляторов.

Прежде всего, в таком устройстве может генерироваться недостаточное напряжение. Например, для подзарядки многих тяговых АКБ, необходимо напряжение в 48v, что обычные устройства не способны обеспечить.

Мощность тока также очень важна, ведь тяговый аккумулятор может использоваться в ежедневном режиме и для восполнения электропотерь необходимо обеспечить достаточно высокие показатели силы тока.

От этого показателя будет зависеть сечение подключаемых проводников, поэтому провода с «крокодилами» от обычной зарядки также нельзя использовать для подключения более мощных ЗУ к батарее.

Новое зарядное устройство рекомендуется покупать только в том случае, если данная модель одобрена производителем батареи.

Заряд и уравнительный заряд

Заряд

Правильный заряд чрезвычайно важен для максимально эффективной эксплуатации аккумулятора. Как недостаточный, так и избыточный заряд аккумулятора может существенно сократить срок его службы. Для правильного заряда смотрите инструкции, прилагающиеся к оборудованию. Большинство зарядных устройств -автоматические и заранее запрограммированные. В некоторых зарядных устройствах пользователь может устанавливать значения напряжения и силы тока. Смотрите рекомендации по заряду в Таблице.

Смотрите рекомендации Trojan по заряду аккумуляторов с жидким электролитом на Схеме 4, рекомендации Trojan по заряду гелевых аккумуляторов на Схеме 5, и рекомендации Trojan по заряду AGM аккумуляторов — на Схеме 6.

  • Удостоверьтесь в том, что зарядное устройство установлено на нужную программу для аккумуляторов с жидким электролитом, гелевых или AGM-аккумуляторов, в зависимости от вида используемого аккумулятора.
  • После каждого использования аккумулятор должен быть полностью заряжен.
  • Свинцово-кислотные аккумуляторы (с жидким электролитом, гелевые и AGM) не обладают эффектом запоминания, а потому им не требуется полной разрядки перед повторной зарядкой.
  • Проводить заряд следует только в хорошо проветриваемых помещениях.
  • Перед началом заряда проверьте уровень электролита, чтобы убедиться, что пластины закрыты водой (только для аккумуляторов с жидким электролитом).
  • Перед началом заряда удостоверьтесь, что все защитные колпачки надежно закреплены на аккумуляторе.
  • Аккумуляторы с жидким электролитом будут выделять газ (пузырьки) перед окончанием процесса зарядки, что обеспечит правильное смешивание электролита.
  • Запрещается заряжать замерзший аккумулятор.
  • Необходимо избегать проведения заряда при температуре свыше 49°C.
Настройки напряжения зарядного устройства для аккумулятора с жидким

электролитом

Напряжение системы 6 В 12 В 24 В 36 В 48 В
Дневной заряд 7,4 14,8 29,6 44,4 59,2
Холостого хода 6,6 13,2 26,4 39,4 52,8
Выравнивание токов 7,8 15,5 31,0 46,5 62,0
Настройки напряжения зарядного устройства для аккумуляторов VRLA
Напряжение системы 12 В 24 В 36 В 48 В
Дневной заряд 13,8 – 14,4 27,6 – 28,2 41,4 – 42,3 55,2 – 56,4
Холостого хода 13,5 26,4 39,6 52,8

Схема 4

Схема 4 и 5

Уравнительный заряд (ТОЛЬКО для аккумуляторов с жидким электролитом)

Уравнительный заряд представляет собой избыточный заряд аккумулятора, выполняемый на аккумуляторах с жидким электролитом после их полного заряда. Компания Trojan рекомендует проводить уравнительный заряд только в том случае, если у аккумуляторов низкая удельная плотность, менее 1.250, или удельная плотность колеблется в широком диапазоне, 0.030, после полного заряда аккумулятора. Не следует проводить уравнительный заряд GEL или AGM аккумуляторов.

  • Необходимо удостовериться, что аккумулятор является аккумулятором с жидким электролитом.
  • Перед началом заряда проверить уровень электролита и убедиться, что пластины закрыты водой.
  • Удостовериться, что все защитные колпачки плотно закреплены на аккумуляторе.
  • Установить зарядное устройство в режим уравнительного заряда.
  • В процессе уравнительного заряда в аккумуляторах будет выделяться газ (будут всплывать пузырьки).
  • Измеряйте удельную плотность каждый час. Прекратить уравнительный заряд следует тогда, когда удельная плотность прекратит расти.

ВНИМАНИЕ! Запрещается проводить уравнительный заряд на гелевых или AGM-аккумуляторах.

Как заряжать тяговые аккумуляторы

Процесс зарядки электромобилей подробно описан в инструкции по использованию такой техники. Принципиально эта операция не отличается от подключения мобильного телефона к сетевому адаптеру.

Следует учитывать только повышенное электропотребление и температуру, где будет осуществляться процесс восстановления АКБ. Чтобы обеспечить необходимые условия, помещение должно отапливаться зимой.

Низкие температуры негативно отражаются на электроёмкости многих моделей тяговых АКБ. Также следует обеспечить надёжное электроснабжение с проводкой необходимого сечения.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Дмитрий

Так получилось, что мой эхолот при полной подсветке потребляет 1 а/ч а в солнечную погоду как ни крути чтобы хорошо все видеть приходится включать подсветку на полную.При рядовой рыбалке можно взять с собой два аккумулятора по 7а/ч и в принципе их с натягом нохватит на день. Но как быть в поездках длительностью в 10 дней и больше? Где возможности зарядить аккумулятор отсутствует? А ведь в Hidea9.9(15) есть катушка освещения которая в принципе может заряжать аккумулятор, так почему бы это не использовать? изучив просторы интернета в этой области я выбрал для себя два варианта первый это приобрести выпрямитель ВРНЛ

вот так выглядит ВРНЛ

а вот так китайский выпрямитель уже на моем двигателе

в техническом плане он более подходил к данным условиям но есть один недостаток это его ценник. Второй вариант это обратиться за помощью к Китайцам! на алиэкспрес нашел выпрямитель который несет практически туже функцию но применяется в скутерах ценник в 4-5 раз меньше чем на ВРНЛ но есть один недостаток схема которая там используется шунтирующая . а это значит что при установке выпрямителя он будет постоянно нагружать катушку освещения независимо от того включены потребители или нет. В скутере постоянно есть потребители тот же самый аккумулятор который подзаряжается всегда когда заведен двигатель+ фара, которая должна гореть всегда когда заведен двигатель. Немного поразмыслив на эту тему я пришел к выводу что лучше всего использовать китайский вариант. При зарядке аккумулятора он более правильно будет выдавать напряжение. При разряженном аккумуляторе по полной, и по мере заряда аккума будет падать за счет шунта. Ну а чтобы не нагружать катушку когда она не требуется можно просто установить кнопку которая будет отключать выпрямитель, и катушка уже не будет напрягаться . На али заказал кнопкуна мотор и сам выпрямитель. в сумме все получилось дешевле чем ВРНЛ отечественного производства раза в 4. Все собрал даже подсветку кнопки задействовал чтобы работала как индикация того что зарядка работает.

Правда пришлось поставить диод для того чтобы индикация не горела от аккумулятора.

Но выявился еще один недостаток на холостых и на малых оборотах напряжения для зарядки не хватало, зато на полном ходу заряжалось быстро аккумуляторы все равно приходилось экономить. Со временем я собрал себе и небольшой электрический ящик.

В который разместил два аккумулятора, разделив их переключателями. То есть поставил два переключателя, одним выбирал какой аккумулятор будет стоять на зарядке, а вторым выбирал с какого аккумулятора будет запитываться эхолот. Вмонтировал в ящик гнездо прикуривателя, USB и вольтметр с амперметром. Которое также прикупил у братьев китайцев. Мой ящик стал более универсальным появилась возможность заряжать всевозможные гаджеты такие как сотовые телефоны, видео камеры , да в принципе все что можно подключить через USB либо авто прикуриватель, а также организовать светодиодное освещение в шатре или палатке во время посиделок вечером на выездах. Аккумуляторы я установил два по 12 а/ч и в ящик поместился еще один емкостью 9 а/ч который был как резерв, перекинуть на него клеммы не составляло особого труда. Всеми этим я пользовался не один год и в принципе все нормально за исключением отсутствия подзарядки на холостых оборотах. но у нас большие переходы были не редкостью поэтому все устраивало. То что приходилось следить за зарядом аккумуляторов и периодически переключать их тоже как то не напрягало . но однажды попал мне в руки аккумулятор на 23 а/ч и сразу же родилась идея а почему не собрать новый ящик на одном аккумуляторе? Да потеряю 1 а/ч но не будет нужда в постоянных переключениях. Недолго думая подобрал под аккумулятор новый ящик. Кстати немного о ящиках я перепробовал кучу различных ящиков для инструмента сделанных из пластика все они жили недолго, то в лодке на волне подскочит и ударится о дюралевую слань и расколится, то во время перевозки где то ударится и что либо отлетит, то ногой заденешь защелку и она сломается пока не наткнулся на вот такой ящик

в маленький замечательно встают аккумуляторы емкостью 7-12а/ч а под 23 а/ч также идеально подошел ящик чуть побольше. В новом ящике я уже не стал устанавливать амперметр. Что сколько потребляет я и так уже знал, поэтому пошел по принципу большей влаго защищенности приборов нашел герметичный вльтметр с индикацией уровня заряда установил также как и в прошлом ящике USB и авто прикуриватель и установил еще один вольтметр который будет показывать сколько вольт приходит с двигателя. Диод который изначально служил для развязки схемы заряда и аккумулятора из под капота двигателя перенес в ящик и за счет него напряжение с аккумуляторов не отображалось на втором вольтметре.

Но по весне испытать толком новый ящик не особо получилось в первый выход на воду катушка освещения что находится под маховиком приказала долго жить! Похоже все же постоянная работа на полную все же повлияла на срок ее жизни. Почему на полную на потому что она всегда подзаряжала изрядно высаженный аккумулятор пока высаживался другой. Но я же электромеханик что мне перемотать катушку? провода есть практически любые. И опять поиски в интернет нашел что мотают эти катушки без проблем, провод используют диаметром 0,8мм . скидываю маховик на двигателе снимаю катушку и обнаруживаю что намотана она проводом 1мм. Вот те раз а в чем разница? Более толстый провод даст больше ток но количество витков от которых зависит напряжение, войдет меньше а более тонкого провода можно намотать больше но ток упадет а вот вольтаж поднимется! Получается что аккумуляторы будут заряжаться дольше но в более щадящем режиме и поднимется напряжение на малых оборотах и как следствие небольшая но подзарядка будет! А это как раз то что надо! Более емкий аккумулятор + зарядка на малых оборотах должны обеспечить меня бесперебойным энерго снабжением на протяжении поездки любой длительности и теперь даже на троллинге во время поиска активной рыбы, будет немного подзаряжаться акум ! намотал и вот первое испытание в бочке !

все работает зарядка на холостых! Данная катушка и ящик уже испытаны поездками в 10 дней на Юмагузинском водохранилище и 8 дней на Ирыше все работает аккумулятора хватает и на свет в шатре и на эхолот и на зарядку гаджетов. А что еще может понадобиться?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: